О чем шумели в «Ждановичах»?
Брестским автолюбителям знаком этот авторынок в Минске, как и «Малиновка». Иногда туда приходится ездить за запчастями. Кроме того, там больше выбор машин для покупки, да и поток покупателей. Иногда быстрее продать свое авто там.
Однако сколько это стоит? Как раз вокруг цены и вышел спор. 8 апреля там прошел стихийный митинг.
Участникам его удалось добиться выполнения своих требований — стоимость въезда на территорию рынка для них снижена. Поводом стало очередное повышение стоимости въезда — с 95 до 100 тысяч рублей. Казалось бы, разница небольшая, чего переживать?
Тут нужно пояснить причины недовольства, они больше эмоциональные, чем финансовые. Это плата за право въезда на площадку, где идет торг. Плата разовая, на четыре дня, с четверга по воскресенье. Однако машины стоят на земле, навесов нет, грязно, туалетов не хватает. Естественно раздражение людей: за что мы платим?
Посчитали доход рынка
История автомобильного рынка «Ждановичи» началась в 1993 году, когда несколько физических лиц организовали салон по продаже автомобилей. В 1994 году решением Минского горисполкома была выделена территория для строительства торгового центра. В настоящее время этот автомобильный рынок — крупнейший в Беларуси, еженедельно вмещает до 5 тысяч автомобилей. Владеет им одноименное частное предприятие. С этим торговым центром было связано уголовное дело по факту нецелевого использования и захвата земель. В качестве обвиняемого по делу проходил генеральный директор предприятия Евгений Шигалов. 1 октября 2009 года он был освобожден от уголовной ответственности в связи с тем, что возместил нанесенный государству ущерб в размере 85 млрд. рублей.
Основываясь на известных цифрах, публика считает доход рынка и задает вопросы (взяты с одного из обсуждений):
— 35$ * 4 недели * 5000 машин = $ 700000 в месяц и … 8 миллионов $ в год. Там не только асфальт — крытый паркинг можно за такие деньги построить…
— Так это только начало масштабной кампании по изъятию денег у народа. Авторынки, интернет-магазины, уличные палатки с овощами — всё это звенья одной цепочки, или, если хотите, веревочки, виться которой осталось уже недолго…
— Не начинайте революцию. Это обыкновенный капитализм. Только один зарабатывает на продажах машин (находясь в «тени»), второй официально предоставляет место и возможность для торговли. И никто никому ничего не должен. Всегда есть выбор. Государство здесь ни при чем.
Вот такие расклады…
Автосервис – в тени
Почти половина услуг автосервиса в Беларуси находится в теневом обороте, в результате чего потери бюджета в 2009 году составили около Br60 млрд. Об этом сообщил на прошлой неделе председатель Комитета государственного контроля Зенон Ломать на коллегии ведомства, где обсуждались результаты проверки субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих населению услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств и осуществляющих торговлю запасными частями к автомобилям.
Было озвучено, что в стране зарегистрировано около 3 млн. автотранспортных средств, принадлежащих индивидуальным владельцам. Услуги автосервиса обеспечивают более 3 тыс. станций техобслуживания. В 2009 году таких услуг через все каналы реализации оказано на Br525,6 млрд., что на 16,7% больше в сопоставимых ценах к 2008 году. По сравнению с 2006 годом объем услуг автосервиса в 2009 году возрос почти в два раза. Казалось бы, все идет позитивно. Однако, как сказал герой одного мультика – «маловато будет».
Работают мимо кассы
«Мы не случайно выносим этот вопрос на обсуждение, — сказал Зенон Ломать. — Тема, набившая оскомину: услугами автосервиса занимаются чуть ли не все подряд, а результаты очень слабые».
КГК установил факты, когда СТО годами существовала нелегально, и никто этого не видел. В данной связи Зенон Ломать адресовал критику в адрес МВД, Министерства по налогам и сборам, Госстандарта, Минторга, МЧС, Минтранса, Минздрава, Минтруда и соцзащиты, соответствующих служб рай- и горисполкомов.
В некоторых СТО нарушения приобрели массовый характер. Выявлен объект, где 27 дней не включали кассовый аппарат. Распространены нарушения, когда услуги оказываются без соответствующего сертификата. Заработная плата у работников автосервиса небольшая, не превышает Br300-400 тыс. в месяц.
Что на это можно сказать? Если оценивать ситуацию с фискальной точки зрения, то автосервисов должно быть меньше, чтобы было легче контролировать и собирать деньги. С точки зрения владельца машины – наоборот. В хорошие мастерские сразу не попадешь – очередь. Легальные СТО под серьезным прессом проверок по всем параметрам, в результате чего цены ползут и ползут вверх. Поэтому неформальный ремонт удовлетворяет спрос. Как его вывести из тени? Патрули по гаражам, штрафы? Чтобы очереди и цены в крупных СТО еще выросли?
Даже если сделать, например, ставку налога с индивидуалов-ремонтников в 12%, регистрироваться опасно. Потому как за налоговым инспектором придет вереница других проверяющих, которым тоже нужно оправдать свою зарплату штрафами и протоколами.
Будет ошибкой полагать, что проблему можно решить указами и приказами. Иногда ее лучше не замечать. В данном случае некоторое бездействие ряда государственных служб, в котором их упрекнул Зенон Ломать, и является наиболее рациональным выходом. Пусть все идет, как шло, ни к чему напрягаться. Это понятно, что государству нужны деньги, так пусть сэкономит на чем-нибудь. Например, на числе контролеров и учетчиков труда.
Ответить