«Стоп-бензин» и его результаты
Об акции, в ходе которой водителям рекомендовалось с 1 по 4 июня минимизировать потребление бензина, можно сказать, что отчасти она удалась. Серьезного спада заправок не состоялось, потому как жизнь не остановить, надо и на работу ездить, и товар развозить… Однако в позитиве у водителей — осознание общности интересов и понимание, что власть сторонится диалога с обществом.
Вот небольшой обзор мнений, прозвучавших по окончании акции.
Константин Михайлов, организатор акции:
«…Произошло подорожание топлива, мы все об этом знаем. Соответственно, возникла такая инициатива – понять, почему дорожает топливо и почему нам об этом не говорят. Вернее, говорят, но как-то завуалированно. Поэтому решили организовать эту акцию. Конечно, вначале мы не думали, что она вызовет такой резонанс – это была моя личная инициатива, но уже через два дня я понял, что есть очень много людей, которые со мной по этому вопросу согласны и готовы поддержать… Буду говорить откровенно — никто специально не готовился. В обед эту новость опубликовали, в обед я начал писать на одном из форумов – это форум avtomalinovka.by, – выражать свое недовольство. Люди стали подключаться, и через два дня мы поняли, что все довольно серьезно. Был сделан сайт. Он начал работать через три или четыре дня. Не всё сразу, многое делалось по ходу. Мы поняли, что есть смысл провести акцию и, возможно, получить ответы на свои вопросы… Занесли в Администрацию президента Республики Беларусь наше письмо с просьбами разъяснить».
В то же время, по словам Михайлова, подсчитать общее количество людей, принявших участие в акции с 1 июня, невозможно. Да и дело не в количестве автовладельцев, поддержавших «Стоп-бензин», а в резонансе, которую акция получила в обществе. Теперь вопрос заключается в том, какой резонанс она получит в Администрации президента и концерне «Белнефтехим». Ведь от ответа на вопросы, которые были переданы в данные инстанции, зависит проведение подобных мероприятий и в дальнейшем.
Сергей Чалый, экономист:
«По сути своей ценообразование на бензин, на дизельное топливо практически во всех странах, кроме, может быть, Соединенных Штатов, включает в себя большое количество акцизов. Строго говоря, это не рыночный товар, который является суммой себестоимости и рентабельности. На самом деле там около 60% — акцизы. Фактически это инструмент пополнения бюджета. И экономический смысл того, что произошло, — это увеличение налога. Причем налог адресный – на автолюбителей, – прямой, легко собираемый, пропорциональный пользованию. Он, строго говоря, был бы нормален – вся Европа так к ценообразованию подходит. Другое дело, что об этом не было сказано и придумывались такие смешные оправдания в стиле Советского Союза, когда объясняли повышение цен на хлеб требованиями трудящихся… Понимаете, вместо того, чтобы просто сказать правду… Ведь это не что иное, как фискальная мера, как способ пополнения бюджета… Но если это адресный налог, должен был быть разговор с обществом, согласны ли те же автомобилисты и оставшиеся участники общества с тем, что именно с них имеет смысл сейчас эти деньги собирать».
Убытки в 2 миллиарда
А какие, собственно говоря, убытки образовались в связи с новыми белорусско-российскими реалиями? Международный валютный фонд оценивает потери Беларуси от пошлин на нефть в 2 млрд. долларов, Россия ввела для Беларуси 100-%-ную пошлину на нефть за исключением тех объемов, которые республика потребляет для внутренних нужд. Беларусь покупает у России около 22 млн. тонн нефти, и только чуть более 7 млн. тонн из них идут на внутренние нужды.
«Нефтяной шок для Беларуси никуда не исчез», — заявил руководитель завершающей обзорной миссии МВФ по Беларуси Крис Джарвис. — Во время предыдущей миссии эксперты МВФ сделали оценку, что стоимость нефтяного шока для Беларуси составит 2 млрд. долларов. Оценка до сих пор не изменилась».
Бензин в Европе
Сравним с некоторыми ценами в Евросоюзе. Таблица взята из литовской газеты «Республика». Цены указаны в литах, что очень удобно – 1 лит приблизительно равен 1 тысяче белорусских рублей, так что можно считать, что цены указаны в тысячах рублей.
Счетчик за полтора миллиона
На остановке такси возле ЦУМа поинтересовался мнением таксистов о прошедшей акции. И вот что услышал:
— Все равно ездить нужно, нам не до протестов. Однако цены растут, дорожает вместе с бензином все – молоко, сахар… Несколько поездок в день уходит на то, чтобы окупить налог и иные расходы. Дело не только в бензине, с ним все ясно, дешевую нефть от России перепродали, а нам цены подняли… Почему счетчик, в котором одна микросхема, стоит полтора миллиона? Сколько поездок уйдет на этот счетчик, чтобы его окупить, и как долго им разрешат пользоваться, пока новый не придумают? Каждые пять лет переучиваться и еще платить за это…
Вот такая картина складывается. Повышение цен на бензин не связано со стоимостью нефти. Первопричина – государству нужны деньги. Можно, конечно, предположить, что цены перестанут расти, если уменьшить государственные расходы. Однако диалог власти и общества не налажен, поэтому решения принимаются с позиции силы, без обсуждений. Пожелаем гражданам не разориться, а власти – чувства меры, чтобы найти ту грань, за которой выдавливание денег из граждан вызывает непредсказуемые последствия.
Ответить