И хоть на украинских югах противопожарная ситуация у самих не подарок, с подачи Януковича средний славянский брат отрядил старшему посильную помощь, направив московитам два спецсамолета, оборудованных средствами пожаротушения. Понятно, что при виде столь трогательного акта братской взаимопомощи младший брат, сиречь Янка-белорус, не стал косить под бедного родственника и через три дня отправил старшему полтораста своих рыцарей-огнеборцев при поддержке колонны высокопроходимых пожарных машин и пожарного вертолета. И не куда-нибудь там, а в самое российское пекло – полыхающие леса Рязанской области.
Однако самым неожиданным событием минувшей недели я бы назвал подписание Александром Лукашенко 2 августа указа №400 «О направлении военнослужащих Вооруженных сил Республики Беларусь для участия в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности в Ливанской Республике». И хоть контингент белорусских миротворцев, направляемых на Ближний Восток, составляет всего 9 человек, а спектр их деятельности сводится к выполнению функций офицеров штаба миссии, врачей госпиталя и специалистов по военно-гражданскому взаимодействию (сиречь осуществлением взаимодействия Временных сил с гражданским населением и общественными организациями), главная суть состоит в том, что «лед тронулся, господа присяжные заседатели» — как говаривал Остап Бендер в бессмертном литературном произведении.
Конечно, мы с вами хорошо помним, как после своего восхождения на властный Олимп Александр Лукашенко объявил белорусскому народу, что до тех пор, пока он пребывает у власти, белорусские матери должны быть уверены, что их дети не будут принимать участия в умиротворении в «горячих точках» вне пределов нашей республики. Однако все течет – все изменяется, ибо августовское решение о направлении белорусских специалистов принято на основании обязательств Беларуси, вытекающих из присоединения нашей республики в 2001 году к системе Резервных соглашений ООН, которые регулируют участие государств-членов организации в миротворческой деятельности, а также в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 ноября 2003 года №254-3 «О порядке направления военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, прокурорских работников, гражданского персонала за пределы Республики Беларусь для участия в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности».
Серьезный закон, похоже. Одного только в толк не возьму: каким это фертом работники отечественного КГК могут к миротворческой деятельности и вне пределов Отечества нашего? Впрочем, с учетом того, что на юге Ливана очередную бузу между израэлитами и боевиками «Хизболлы» сдерживают 10 тысяч ливанских военных и более 5 тысяч миротворцев, неполная десятка наших соотечественников погоды не сделает, но и лишней не будет.
В минувшую среду иранское агентство «Фарс» взбудоражило публику информацией, что Иран получил в свое распоряжение четыре установки зенитно-ракетного комплекса С-300. Две из них якобы были куплены в Беларуси, а две другие – в некой «третьей стране». Официальный Минск с ходу опроверг сообщение властей Ирана. Представитель Государственного военно-промышленного комитета Беларуси Владимир Лавренюк заявил: «Госкомвоенпром может официально заявить о том, что переговоры с иранской стороной о продаже ЗРК С-300 не велись. Белорусская сторона не осуществляла поставок в Иран ЗРК С-300 и его частей». Он напомнил, что «Беларусь строго соблюдает все международные правовые акты в области контроля над вооружением».
А между тем главы дипломатических ведомств 27 стран Евросоюза на заседании в Брюсселе 26 июля одобрили односторонние санкции против Ирана, большая часть из которых вступила в силу 27 июля. Тут же отреагировала Россия, обвинив ЕС в пренебрежении своими партнерами по переговорам и решениям Совбеза ООН. Впрочем, негодование россиян вполне понятно и легко объяснимо – по причине введенных в отношении Ирана санкций ООН, Москва вынуждена была отказаться от лакомого куска – поставок в Иран комплекса С-300.
И хоть мнения экспертов по части поставок изрядно разошлись, глава российского института Ближнего Востока Евгений Сатановский склонен полностью верить «Фарсу»: «Я вообще доверяю Ирану. Если он говорит, что обладает несколькими комплексами боеголовок, значит они есть. Комплексы, скорее всего, были поставлены до эмбарго ООН, поэтому не думаю, что белорусы его нарушили. Александр Лукашенко при этом преследовал исключительно свои деловые интересы», — заключил глава института.
Как бы там оно в действительности не было, Сатановский уверенно предрекает скорое нападение израильской армии на иранские ядерные объекты. «ЗРК С-300 – это очень серьезное оружие, и, защищая иранские ядерные объекты, они фактически ставят под вопрос режим нераспространения, который и без того дышит на ладан. А после создания иранской ядерной бомбы с ним можно будет проститься навсегда», — резюмировал он.
Еще один «камень преткновения» обнаружился в извилистом русле российско-белорусских взаимоотношений 4 августа – после заявления первого вице-премьера Владимира Семашко о том, что Беларусь пока не планирует создавать с Россией совместное предприятие по сбыту электроэнергии своей будущей АЭС. Несколькими днями ранее неформально было озвучено, что условие создания СП выдвинула Москва. И именно этот вопрос является главным препятствием для подписания пакета документов о строительстве белорусской АЭС. Хотя, по утверждению Семашко, сама Беларусь оптимистично рассчитывает подписать с Россией потребный пакет документов не позднее конца сентября.
Иными словами, сей деликатный вопрос сводится к меркантильным соображениям в ракурсе дележа шкуры еще не убитого медведя. Причем непременным условием российской стороны является доля участия в этом СП в размере не менее 50%. Почему столь категорично? Прежде всего вследствие убеждения московитов, что в случае строительства белорусской АЭС за счет российского кредита надо попытаться наложить свою шуструю длань и на конечный продукт. Можно, конечно, при желании усмотреть в этом пресловутый имперский образ мышления, а можно и просто стопроцентную политическую подкладку – явное нежелание иметь дело с таким, на их взгляд, ненадежным бизнес-партнером, как президент Лукашенко.
В заключение не могу не отметить тот сизифов труд, которым занята Рада белорусской интеллигенции в своих героических попытках определить единого кандидата от демократических сил на предстоящих президентских выборах. В результате «честного, объективного и незаангажированного» рейтингового голосования в финальной пятерке остались Александр Козулин, Сергей Калякин, Владимир Некляев, Ярослав Романчук и Андрей Санников. Выпали из обоймы претендентов Александр Ярошук и Александр Милинкевич, что не означает, что четырем из финальной пятерки не предстоит вскоре тоже познать горечь выбывания.
Ответить