13-летнее сотрудничество маэстро Сосновского с Брестом обогатило его почитателей великолепными концертами классической и современной музыки в исполнении оркестра, а также участием в них солистов белорусских театров оперы и оперетты, концертного оркестра
«Немига» из Минска, лауреатов международных конкурсов, именитых
зарубежных гостей. Напомним хотя бы последнюю по времени комическую оперу «Медведь» по пьесе А.Чехова на музыку С.Кортеса от Национального Большого театра оперы и балета, показ которой в сентябре состоялся в рамках международного театрального фестиваля «Белая Вежа-2010».
Уникальная, штучная профессия — дирижер, и когда она становится судьбой, как это произошло с Александром Сосновским, хочется больше знать о маэстро. Александр Петрович поделился с «Брестским курьером» автобиографическими записками, они и позволили очертить его дорогу к Музыке, наверняка интересную читателям.
Детство обычного мальчишки из небольшой семьи – мама да бабушка – прошло в Могилеве, в коммуналке, среди ребятни во дворе. Правда, уже в садике музработник обнаружила необычайную музыкальность Саши. Но в местную музшколу поступить было непросто – при большом наплыве желающих. Однако все-таки мальчика взяли на специальность «баян». Именно там происходило для него постижение музыки – благодаря душевности первого педагога, а еще увлекшей его игре в оркестре народных инструментов, любимым репетициям.
Одновременно Александр занимался в общеобразовательной школе, которую в 1971 году закончил с отличием. На его счету были победы в городской и областной олимпиадах по английскому языку, учителя настаивали на поступлении в иняз. Но все-таки юноша сделал выбор в пользу музучилища. Музыка так захватила, что время летело как на крыльях. Педагоги оказались на высоте, все предметы увлекали, но более всего – оркестр. И новый предмет – дирижирование, который вел беззаветно преданный музыке наставник Леонид Иванов: «До такой степени отдавал себя, что все училище было подчинено одной единой цели – музицированию, творчеству!» — вспоминает в записках Сосновский.
Но вот парадокс: чем ближе было окончание музучилища, тем яснее понимал выпускник — надо поступать в Ленинградскую консерваторию! Этот город, куда однажды с оркестром музучилища ездил Александр, он предощутил как судьбу. И не ошибся, хотя все-таки не сразу и не прямыми путями достиг своей мечты.
Вначале поступил в Минск, в консерваторию, где закружила студенческая жизнь, репетиции оркестра. Но не было в консерватории того вдохновения, как в Могилевском музучилище. Зато произошло захватывающее знакомство с оперным театром и дирижером Иосифом Абрамисом(в его дирижерском классе занимался Александр Сосновский).
Наступил 1976 год – определяющий в судьбе молодого музыканта. Тогда в Москве проходил Всесоюзный конкурс дирижеров. Не получив разрешения декана, Александр Сосновский со товарищи — двумя однокурсниками – махнули в Белокаменную на две недели. Море впечатлений, встреч, знакомств, среди них – с Валерием Гергиевым, который завоевал на том конкурсе II премию. Позже он приехал в Минск в качестве дирижера, уже как лауреат конкурса им.Г.Карояна в Западном Берлине. Тогда Александр договорился с Валерием о своем приезде в Ленинград для встречи с профессором консерватории Ильей Мусиным.
Вскоре и повод нашелся – в марте 1978 года в Минске организовали комсомольский турпоезд по Прибалтике и в Ленинград. Когда в городе на Неве все двинулись на экскурсию, Александр рванул в консерваторию, в класс профессора И.Мусина. Открыл дверь – и поразился: класс полон студентов, иностранцев с видеокамерами. Вначале седовласый профессор (ему было около 75-ти) показался старым и строгим. Но зоркий глаз Ильи Александровича не упустил и новичка, профессор расспросил и предложил ему показаться за пультом на следующий день. А когда это произошло, пригласил Александра Сосновского в тот же год поступать в Ленинградскую консерваторию на оперно-симфоническое дирижирование.
Минский педагог не обрадовался потере ученика, но все же подготовил его к испытаниям. Выдержав их, Александр был принят в Ленинградскую консерваторию, правда, поначалу не в класс профессора Мусина. Но и все другие преподаватели Ленинградской консерватории, профессорский состав кафедры были блестящими, постижение оперной и симфонической музыки шло по нарастающей.
В Ленинграде был великий Кировский театр оперы и балета и другие музыкальные центры. А в Оперной студии консерватории готовились к постановке оперы П.Чайковского «Евгений Онегин» — под руководством профессора Равиля Мартынова. В это время творческий руководитель Сосновского тяжело заболел, и «бесхозный» студент ежедневно посещал репетиции в студии. Там, заметив рвение студента, однажды профессор-дирижер предложил своему добровольному ученику самостоятельно провести спевки. Послушав их из зала, Мартынов в перерыве спросил новичка: «Хочешь продирижировать спектакль? Но знай, что репетиций с оркестром не будет!» Дело в том, что на кафедре оперного и симфонического дирижирования существовала четкая система: студенты получали доступ в Оперную студию с III курса через «Красную Шапочку» или другие детские спектакли. А тут второкурсник, да еще в отсутствии заболевшего творческого руководителя, – это была рискованная затея! Все держалось в тайне от руководства.
И вот наступило 26 апреля 1980 года – премьера «Евгения Онегина». Счастливый сын вызвал в Ленинград маму из Могилева. Для полного счастья не хватало фрака, но все сложилось: выручила мама сокурсника, вытащив из домашнего гардероба почти новый фрак, сшитый в Вене: подобной красоты Александр Сосновский не встретил в дальнейшем за всю свою дирижерскую карьеру !
Изумив своим появлением оркестр и публику, новоиспеченный молодой дирижер стал за пульт — и… взял ситуацию в свои руки. Спектакль сложился, в конце акта шквал аплодисментов подтвердил профпригодность дебютанта. Этот дебют Александр Сосновский считает точкой отсчета своей музыкантской судьбы.
В том же 1980-м еще студентом его пригласили в Минск. Как и в случае с «Евгением Онегиным», в Театре музкомедии пришлось с листа дирижировать «Сильвой», и успех повторился. Так он стал дирижером театра, и наступила кочевая жизнь между Минском и Ленинградом.
В классе профессора Мусина проходило теоретически-практическое овладение профессией, а за дирижерским пультом укреплялась уверенность в своих силах.
Начало 1980-х годов было пиковым временем школы профессора Мусина, его известности в Европе, побед его учеников на мировых конкурсах. Илья Александрович много ездил по странам с мастер-классами и концертами. А для укрепления престижа своей кафедры пригласил провести на ней занятия уже всемирно известного к тому времени Юрия Темирканова — главного дирижера Кировского театра оперы и балета. Тот не был признанным педагогом, но сама творческая личность и артистизм дирижера заражали.
Последние курсы студент Сосновский проездил между Ленинградом и Минском, где в Театре музкомедии работы ощутимо прибавилось.К тому же с 1982 года Александр стал руководить симфоническим оркестром ССМШ при Белгосконсерватории, три года работы с которым ознаменовались победой на III Республиканском конкурсе оркестровых и хоровых коллективов. Сегодня музыканты, начинавшие в составе того оркестра, украшают лучшие оркестры мира.
После Ленинградской консерватории были годы работы в симфонических оркестрах Беларуси. Театр музкомедии в 1990-м триумфально провел гастроли в Одессе, где на I Всесоюзном смотре театров белорусский спектакль «Клоп» получил Гран-при. Но нет пророков в своем Отечестве. И дирижер Александр Сосновский поменял курс – на Новосибирск, где стал работать в театре музыкальном комедии и преподавать в местной консерватории.
Вернулся в родные пенаты в 1992 году. И вновь стал работать дирижером в Минске в Театре музкомедии, которому отдал четверть века. Параллельно продолжал работу в Белорусской государственной академии музыки, вырастил целую плеяду дирижерских кадров. Среди его учеников дирижер Национального академического Большого театра оперы и балета Вячеслв Чернуха, дирижеры Белорусского государственного академического музыкального театра Николай Макаревич и Юрий Галяс. Игорь Бухвалов, вышедший из класса Сосновского, работает в Нью-Йорке, а Александр Бутков – в во Франции. С 2006 года Александр Сосновский – главный дирижер концертного оркестра «Немига» ГУ «Минскконцерт». И тринадцатый сезон радует брестчан интересными программами симфонического оркестра БАТД. А нам остается пожелать нашему маэстро творческого долголетия, здоровья и счастья.
Ответить