Выставке-конкурсу в Гливице всего 15 лет, однако за этот короткий срок она сумела приобрести авторитет и собрала в нынешнем году рекордное количество участников (640 графиков из 49 стран мира). Чрезвычайно приятно, скажем еще раз, что золотую (по названию, конечно) статуэтку привез в Брест наш соотечественник. Что символично, именно в год открытия биеннале (1995г.) Александр Григорьев создал свои первые экслибрисы. Пройдут еще пять лет художественного труда, прежде чем он решится участвовать в международном конкурсе. И все-таки одним из первых призов — и именно в Гливице — будет отмечен экслибрис «Дед», созданный в том же 95-м. Что называется, росли вместе…
Не следует думать, что география международных выставок, в которых принял участие художник, исчерпывается любимым польским городом. За последние 10 лет мастер «отметился» на 50 (приблизительно) международных конкурсах в жанре mini print — так в мире называют малые формы графики. К примеру, в текущем году его работы экспонировались в Швейцарии, Китае, Чехии, Финляндии. 50 выставок такого уровня — это уникальная цифра, и следует сказать, что Александру Григорьеву в полной мере свойственны продуктивность, активность и редкая трудоспособность. Как он однажды выразился (в рубрике афоризмов «БК»), «под лежачий камень мы всегда успеем».
Большие живописные полотна, триптихи даже — не редкость у Григорьева, Они и нами любимы, и на «персоналке» в США в прошлом году имели успех, но малая графика остается самым дорогим детищем. Художник может часами рассказывать об этом жанре. Самое удивительное, по его словам, что малая гравюра, которую можно уместить в ладони, на деле выдерживает любое увеличение, оставаясь цельной и уместной. В своей миниатюрности она обладает уникальной способностью провоцировать ваше внимание, художественную зоркость, обладает свойством зерна, зрачка мира…
Цикл гравюр, который победил конкурс, носит название «Жмудские хроники», он посвящен 600-летию Грюнвальдской битвы. По теме — это безудержный, «разбэшчаны» пляс каких-то этнографических персонажей, уводящих в раблезианские времена. Ссылаясь на мнение жюри, Александр говорит, что именно живость и историческая динамика этих работ послужили главной причиной, по которой брестчанину было единогласно отдано предпочтение. А ведь конкуренция была как никогда серьезной: в конкурсе принимали участие такие всемирно известные мастера, как Владимир Гажович (Словакия), Константин Калинович (Украина), Ежи Бразда (Чехия) и многие другие.
Знаете ли вы, читатель, почему в мире столь велика стала «мода» на выставки малой графики? Почему небольшой город Гливице на границе Польши и Германии становится авторитетным центром этой культуры всего за полтора десятка лет? Тут есть свой секрет. Большая художественная галерея — дело очень дорогостоящее и хлопотное. А вот для того, чтобы провести хороший конкурс графики, достаточно средств любой мэрии, если в ней найдется человек с культурой и энтузиазмом. Технология здесь такова: авторитетной организацией рассылаются приглашения интересным художникам-графикам мира, они (если верят в ваш проект) присылают оттиски своих работ на заданную тематику. Затем рабочее жюри отбирает среди них достойные участия, устраивает экспозицию, которая может занимать всего один не слишком большой зал. Прямо на открытии международного конкурса вручаются призы, происходят протокольные торжества, общение… И — самое замечательное — эта экспозиция по сложившейся мировой практике остается навсегда организатору выставки! Представьте себе, только в этом году на восьмой конкурс в Гливице было прислано 2345 работ со всего мира. Умножьте эту цифру на количество выставок — и вы получите представление о гигантском художественном фонде, обладателем которого становится город.
В прошлом году (не без инициативы А.Григорьева) подобный конкурс провели и у нас. Он назывался «I Международная выставка малых форм графики и экслибриса «Беловежская Пуща — 2009″». Достойно удивления, но благодаря достойной подготовительной работе удалось собрать работы более 300 художников из 46 стран мира. Главным направлением была, понятно, природоохранная тема. На открытии присутствовал президент страны Александр Лукашенко. Все работы этого конкурса теперь можно увидеть на втором этаже музея Пущи. Сегодня Министерством культуры решается (по многим надеждам, вполне положительно) вопрос финансирования и организации второй такой выставки.
И ведь это не единственный проект, который можно осуществить в Бресте. Допустим, если подобную выставку инициировать на базе музея Крепости (это первым приходит в голову), то возможная тема — война — окажется тяжеловатой для восприятия. Но, навскидку, задать идею «Подводный мир» и создать престижную галерею уважаемой «Санте Импэкс». Или масштабно мыслящему «Белтелекому» провести конкурс графики «Интернет и мобильная связь». Заманчиво, что и говорить…
Мы немного отвлеклись. Статья все-таки посвящена внушительной творческой победе Александра Григорьева. Что дальше? Сегодня художник за работой. Он оборудовал новую мастерскую, обтянул многие подрамники холстами и загрунтовал их. Надо понимать, грядет новый период письма маслом. Показывая новые эскизы и наметки, он лучше всех определил их суть: «Спрашивают, что я хочу сказать? Теперь я хочу задавать вопросы, а не давать ответы».
Работы Александра Григорьева можно увидеть на сайте grigart.brest.by
Материалы конкурсов в Гливице — biblioteka.gliwice.pl
0 комментариев
Anonymous User
13.11.2010 в 10:11Ирина Оськина
13.11.2010 в 10:11Сообщаю, что 10 ноября Александр Григорьев стал победителем Шестой международной триеннале графики в Уфе (Россия, Республика Башкортостан) — обладателем Гран-при конкурса.