В 2011 году наша страна пережила глубокое социально-экономическое потрясение. А посему 2012 год обещал быть чреватым на разного рода удручающие последствия, вытекающие из прискорбного факта позапрошлогоднего валютно-финансового прокола. Но, вместе с тем, любой кризис – это не только обрушившийся на страну явный крах прежнего пути развития, но и приобретение новых возможностей, перспективы возрождения на новой основе достигнутых уровней и показателей.
В свете вышеизложенного не возникает никакого сомнения, что главным героем ушедшего года можно с полной уверенностью считать Нацбанк РБ. Почему? Прежде всего по причине того несомненного факта, что вопреки самым мрачным прогнозам, массовым девальвационным ожиданиям населения ему удалось удержать на протяжении всего минувшего года обменный курс белорусского рубля, предотвратить казавшееся в самом начале года неотвратимым его дальнейшее падение.
Хоть мало кто в это верил, полагая оптимистические заявления белорусских финансовых и властных бонз чистой воды лукашенковской пропагандой, Национальный банк смог выдержать достаточно жесткую кредитно-денежную политику, несмотря на давление промышленных лоббистов и правительства. Обратной стороной медали, при посадке «на брюхо» транспортника белорусской экономики, привыкшего к обильному бюджетному вливанию, стало резкое торможение роста ВВП.
Вместо плановых 5-5,5 %, за минувший год удалось достичь лишь примерно около 2 %, то есть меньше половины желаемого. Это в полной мере подтверждает ту истину, что без значительных государственных субсидий, финансирования больших госпрограмм наша экономика развиваться не в состоянии. Это откровение стало вполне очевидным даже для постоянно зомбируемых белорусским телевидением наших сограждан. Особенно в конце года, когда президент нанес серию визитов на предприятия отечественной деревообрабатывающей отрасли и вынужден был принимать чрезвычайные меры, включая нашумевший декрет № 9, возвращающий работников отрасли в условия военного времени.
Еще более наглядным свидетельством кризиса белорусской социальной модели для наших соотечественников стал тот выразительный факт, что зарплаты в Беларуси вдвое меньше, чем в сопредельных странах (России, Латвии, Литве, Польше), а цены на потребительские товары – выше. Как следствие, в прошедшем году продолжился массовый исход из нашей страны квалифицированных работников. И в результате впервые со времен кончины СССР в Беларуси проявился дефицит рабочих рук.
Есть еще один выразительный штрих минувшего года. Напомню, что на финише приснопамятного 2010-го была принята президентская директива № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Но нынче, оказавшись в щекотливой ситуации судьбоносного выбора между двумя альтернативными экономическими курсами, наш вагоновожатый выразительно дрогнул и (подобно ленинскому труду «Шаг вперед – два шага назад») отдал в машинное отделение команду отработать «полный назад». Тем самым приняв решение вернуться к милым его руководящему сердцу и образу мышления административно-командным методам управления, выразительно принял курс на закручивание гаек.
В марте была приостановлена приватизация государственных активов. Практически одновременно началось возвращение в лоно госсобственности тех предприятий, которые были приватизированы еще в 1990 годы и стали акционерными обществами. В отношении двух кондитерских фабрик («Коммунарка» и «Спартак») это мероприятие было проведено настолько грубо и публично, что вышеупомянутое введение «крепостного права» на деревообрабатывающих предприятиях уже никого не удивило. Вероятнее всего, «народный президент» Александр Лукашенко испытывает своего рода ностальгическое ощущение «дежавю», активно демонстрируя образ защитника простых трудящихся от злобствующих начальников и, как в 1990-е годы, устраивая впечатляющие и милые народному сердцу зрелища публичной порки руководителей любого номенклатурного уровня, показательные аресты, снятия с должности и прочие, весьма сомнительные по своей сути, народные удовольствия.
Стереотип мышления наших «памяркоўных» сограждан столь существенен, что министр труда и социальной защиты Беларуси Марианна Щеткина убеждена, что «Декрет № 9 направлен на защиту прав работников». «Все инвестиционные проекты, связанные с деревообрабатывающими предприятиями, заканчиваются в основном в 2013-2014 годах. Это ведь не на 7-10 лет, чтобы можно было кричать: ах как это страшно! Поэтому контракты с работниками могут быть заключены на шесть месяцев, и на четыре месяца, и на 20 дней», — подчеркнула чиновная дама.
Выразительным следствием кризиса белорусской модели стало и падение доверия общества к власти, что рельефно проявилось в ходе прошедших выборов в Палату представителей. Суть в том, что прежние механизмы легитимизации нынешнего политического режима (включая и повышение зарплаты до 500 долларов) явно перестали работать и влиять на положительный рост рейтинга.
Выразительно обозначился и полный тупик во внешней политике во взаимоотношениях с Западом, о чем свидетельствует и дипломатическая война с Евросоюзом, и изгнание из наших благословенных пределов посольства Швеции, и прочие властные телодвижения.
Зато никогда ранее российская помощь Беларуси не была столь существенной. По разным оценкам, она составляет 13-16 % белорусского ВВП. Что касается года грядущего, то он вовсе не видится мне в радужных, или хотя бы умеренно пастельных тонах. И вовсе не потому, что наступивший год заканчивается так называемой «чертовой дюжиной», сиречь цифрой 13, а прежде всего тем обстоятельством, что на этот год приходиться пик выплаты внешней задолженности. Озабоченная проблемой рефинансирования долга, власть усердно пытается соорудить кредитную пирамиду.
Ответить