Четвертуют чиновников?
До 30 декабря 2012 года госкомиссия, руководимая возглавляющими ее главой Администрации президента Андреем Кобяковым и его помощницей Натальей Петкевич, должна была выработать предложения по оптимизации структуры, численности и функций госорганов. Поэтому уже 3 января Александр Лукашенко провел рабочую встречу с вышеупомянутыми функционерами своей президентской рати, боярином и боярышней, коим была поручена сия архиответственная сверхзадача.
Подводя предварительные итоги выполненной государевыми людьми работы, глава «синеокой» однозначно уточнил, чего именно он ожидает от реформы, которая предполагала сокращение белорусского чиновного люда сразу на целую четверть. Согласитесь, дамы и господа: весьма впечатляющая доля! Уже в чем, в чем, а в дерзновенности творческих замыслов А.Лукашенко не откажешь.
«Мы договаривались, что это будет как минимум 25%. Такое время настало. Если мы говорим о дебюрократизации, то, естественно, надо, чтобы чиновников было меньше. Если чиновников много, они всё равно найдут себе возможность заниматься теми вопросами, которые нам не нужны и которые как раз входят в перечень бюрократизма, против которого мы с вами боремся, — сказал Лукашенко. – С другой стороны, это не должно быть чисто механически. Потому что мы можем нанести вред государственному управлению. Есть определенные устоявшиеся законы, пусть они субъективны, но они выстраданы людьми, и надо четко представлять, сколько в организации должно быть человек, чтобы она эффективно работала».
Однако, весьма вероятно, что в самый последний момент наш президентствующий «предводитель дворянства» выразительно дрогнул от крутизны своих творческих замыслов, поскольку на вышеупомянутой рабочей встрече с сударем Кобяковым и сударыней Петкевич Лукашенко особенно подчеркнул, что сокращение госаппарата госслужащих на четверть – это не повсеместный эталон к подражанию, а лишь средний показатель: «Это не значит, что мы должны сократить госслужащих там, где они прежде всего нужны и где сокращать уже невозможно». В качестве наглядного примера он привел райисполкомы, которые сейчас являются небольшими по численности, но на них все в большей степени переносится центр тяжести управления теми или иными процессами на местах. «Поэтому здесь нужно быть более аккуратными и осторожными. Но в то же время я получаю (и говорил об этом) информацию, что некоторые наши местные руководители превращаются в удельных князьков. Вот это уже, наверное, мало имеет отношения к сокращению численности госслужащих, а к эффективности нашего контроля за этими структурами, подразделениями и конкретными людьми, — заявил белорусский лидер. – Я это буду иметь в виду в своей работе, но вам непосредственно надо будет этим заниматься».
Что тут скажешь, ведь разделение труда – святое дело.
«Словом, давайте еще раз посмотрим, где мы правильно подошли к этому вопросу (я получил ваши предложения и в целом в принципе их поддерживаю), а где, может быть, еще надо провести дополнительные консультации», — сказал Лукашенко. «Что касается сокращения отдельных органов, министерств, ведомств, честно говоря, я не готов по данному направлению принимать решение. Надо еще раз посоветоваться с правительством и другими», — честно признался глава государства. Впрочем, оно и ежу понятно. Не зря ведь гласит народная мудрость, что «семь раз отмерь, а один раз – отрежь», как тут будешь спешить, если речь идет о столь жизненно важном вопросе кадровой политики и судеб отечественного чиновничества? Ведь освобожденных от должности еще надо будет куда-то трудоустраивать.
Упомянув о предложении сократить министерство торговли, он растекся мыслью по древу в плоскости философии: «Может быть, если исходить из кабинетных, чисто рыночных выкладок. Но, с другой стороны, что больше всего волнует людей сегодня? Те проблемы, которые формируются в сфере торговли. Так, может быть, нам Министерство торговли, к примеру, перенацелить на решение конкретных задач, которые беспокоят наших людей», — предположил президент. Комментируя предложение по сокращению Министерства жилищно-коммунального хозяйства, он заметил, что «мы к этому уже не единожды подходили», и признал, что именно в данной сфере сегодня больше всего проблем, волнующих население.
«Поэтому давайте не будем торопиться сегодня в плане сокращения этих организаций, — сказал Лукашенко. – Я еще раз говорю: надо нам в какой-то степени отойти от этих рыночных теоретических рассуждений, а исходить из конкретных задач и ситуаций, которые складываются у нас в стране, и если министерства работают неэффективно, в том числе названные (я с вами абсолютно здесь согласен, они себе пока еще и место в полном объеме не находят), ну так надо их озадачить так, чтобы они вертелись, крутились и решали те проблемы, которые сегодня волнуют людей?».
При этой фразе вспомнились мне слова нашей студенческой песни: «Крутится, вертится теодолит. Крутится, вертится – лимбом скрипит. Крутится, вертится – угол дает. На две минуты он все-таки врет». Уразумели? Даже высокоточный геодезический инструмент – и тот грешит против истины, чего же хотеть от чиновного брата?
Указ о планах
Своим указом №1 Александр Лукашенко утвердил план подготовки законопроектов на 2013 год. Документ разработан по итогам рассмотрения более 120 предложений государственных органов и организаций «на основе всесторонней оценки их обоснованности, анализа необходимости принятия и возможности наполнения законопроектов конкретными нормами, их соответствия реальным социально-экономическим потребностям общества».
В текущем году планируется подготовка 30 проектов законов. Из них четыре являются принципиально новыми: «Об альтернативной службе», «О рынке ценных бумаг», «О городском электрическом транспорте и метрополитене» и «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных и продуктов животного происхождения». Кроме того, будет подготовлена новая редакция Водного кодекса, а также концепция проекта закона «О саморегулирующихся организациях».
Лукашенко планирует внести в Палату представителей Национального собрания 11 законопроектов. Это проекты законов, составляющих «бюджетный пакет», а также направленных на корректировку Избирательного кодекса, Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов, Кодекса об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях и закона «О государственной границе Республики Беларусь».
Ответить