Во всех смыслах цена процессов модернизации высока. Эквивалентный в долларах США рост производительности труда в три-четыре раза, да ещё и в среднесрочной перспективе (до 2015 года), требует колоссальных и беспрецедентных в современной истории нашего государства затрат. И в первую очередь, затрат инвестиционных, финансовых. В отсутствии таковых субъектам хозяйствования остаётся уповать только на собственные внутренние резервы, интенсивное их освоение. Не секрет, что потенциал этих ресурсов у большинства отечественных предприятий в известном смысле весьма ограничен…
Конечная цель модернизации – это, прежде всего, повышение конкурентоспособности предприятий, рост качества производимых товаров и предоставляемых услуг. Что на эти вызовы времени могут ответить предприятия общественного транспорта? Попытаемся разобраться на примере филиала «Автобусный парк №1 г.Бреста» ОАО «Брестоблавтотранс».
Отстающие платят сполна
Давно не секрет, что в городском и пригородном сообщении субсидии не покрывают убытки автобусного парка в полном объёме. Причем ситуация доходит до абсурда – любой сорванный рейс для автопарка оборачивается экономической выгодой (сокращением убытков). Редкое исключение здесь составляют городские перевозки в часы «пик» и некоторые маршруты пригородного сообщения в период активной фазы сезонных колебаний пассажиропотока. Всё остальное – убытки перевозчика.
Не стану детально останавливаться на этом хотя бы потому, что на протяжении всего прошлого года на страницах «Брестского курьера» руководство городского автопарка подробно освещало проблемные вопросы в работе предприятия. Изначально было понятно, что тема транспорта у всех горожан на устах, на особом контроле не только городской, но и областной исполнительной власти. При этом, думается, важно формировать объективное общественное мнение, как и что делается для оптимизации транспортного обслуживания.
Итак, убыточность автопарка требует от руководства предприятия поиска альтернативных источников дополнительных доходов. Отсутствие на протяжении последних двух десятков лет комплексного маркетингового подхода в стратегии развития предприятия привело к упущению потенциальной экономической выгоды, подогревало иждивенческие настроения в расчете на субсидии местных бюджетов, вызвало отчасти производственный и в гораздо большей мере интеллектуальный застой. Из года в год, накапливая убытки, предприятие решало только одну тактическую задачу – задачу на выживание.
За всё это автопарк расплачивается сегодня сполна.
Осваиваем рынок туруслуг
На мой взгляд, относительно нашего автобусного парка модернизация должна начаться не с финансовых вливаний за счёт и без того ограниченных собственных средств предприятия, а с переориентации части производственного потенциала на более эффективное его использование. Если угодно, требуется изменение философии хозяйствования, модернизация «в мозгах».
В основу начального этапа реформирования положена концепция маркетинга филиала на 2013 год. Эта комплексная программа в первую очередь предусматривает концентрацию производственных и коммерческих усилий автопарка в направлении дальнейшего развития нерегулярных (заказных) перевозок с выходом на международные направления. Выгодная география перевозчика (близость украинской и польской границ), наличие необходимого подвижного состава и накопленный опыт в работе с туристическими фирмами позволяют сегодня автопарку начать самостоятельную деятельность в сфере туризма. Развитию транспортных туристических услуг в регионе способствует и богатое наследие Брестчины – историческое, культурное, природное, а развитая сеть санаторных учреждений Брестской области, где отдыхают сегодня многие иностранные граждане, расширяет потенциальный рыночный спрос.
В части заказных перевозок ещё вчера парк работал, ожидая телефонный звонок или факс заказчика, и в зависимости от полученного заказа выполнял не всегда высокодоходные поездки. Сегодня ситуация меняется в корне: автобусный парк идёт навстречу своим потенциальным клиентам, самостоятельно формирует предложение транспортных услуг и занимается их продвижением.
Среди первых разрабатываемых направлений – шоп-туры, туры выходного дня (Москва, Вильнюс, Киев, Львов), паломнические поездки, туристические поездки на отдых: зимой – на горнолыжный отдых, летом – отдых у моря (Болгария, Крым).
В соответствии с Национальной программой развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2015гг., филиал ориентирует свои усилия на работу с такими туристическими центрами, как Несвиж, Полоцк, Туров, Браслав, Нарочь, Новогрудок, Кореличи, где уже предусмотрена возможность единовременного размещения не менее 3 – 4 автобусных групп туристов (150 – 200 койко-мест).
Новинкой на рынке туруслуг региона должны выступить учебно-тематические экскурсии групп школьников и студентов, сопряженные с планами программы их обучения: по местам, связанным с биографиями белорусских писателей, к местам исторических событий, культурного наследия и проч.
В целях повышения качества и культуры обслуживания, выработки высокого корпоративного стиля, на предприятии предусмотрено увязывать размер премии специалистов и водителей, обслуживающих заказные и туристические перевозки, с наличием поступающих жалоб или благодарностей клиентов. Размер депремирования заставит задуматься каждого.
Развитие заказных перевозок и туристической сферы деятельности в неотдаленной перспективе позволит автопарку не только значительно увеличить собственные доходы, но и в случаях работы с нерезидентами Республики Беларусь будет способствовать росту объемов экспорта транспортных услуг, т.е. будет вносить свою посильную лепту в решение задач внешнеэкономической политики государства. Задание по экспорту услуг остается в 2013 году для филиала в числе наиболее приоритетных.
Из рабочей лошадки, время от времени фрахтуемой турфирмами, автопарк в перспективе призван стать самостоятельным игроком на рынке туристических услуг. И первые шаги в этом направлении делаются уже сегодня.
Где ставить ударение в слове «маркетинг»?
Решением дирекции ОАО «Брестоблавтотранс» с 10 декабря 2012 года в филиале «Автобусный парк №1 г.Бреста» создано экспериментальное структурное подразделение – сектор маркетинга и туристических услуг. Он призван стать ядром преобразований работы автопарка на основе современных принципов хозяйствования. В настоящее время завершена комплектация сектора специалистами в области маркетинга на транспорте и туризма, людьми с незамыленным взглядом, свежими мозгами и креативным мышлением. Все они прошли жесткий конкурсный отбор.
Маркетинг – не только новое понятие в жизни автобусного парка, это новое слово в лексиконе нашего предприятия.
Конечно, успех проводимых преобразований не может зависеть исключительно от группы энтузиастов даже самой высокой квалификации. Здесь потребуется не только командный подход, но и обязательный реинжиниринг всех производственных и административных процессов, смена приоритетов в мышлении руководителей всех уровней, неизбежными будут и кадровые перестановки.
В структуре загородной колонны филиала предусмотрено выделение отдельной бригады, закрепленной только на заказных и туристических перевозках. Сокращение убыточной транспортной работы на маршрутах междугороднего и пригородного сообщения позволят рационально перераспределить подвижной состав колонны и решить технический вопрос обособления автобусов в отдельную новую бригаду.
В бригаду отобраны наиболее ответственные водители, не имевшие в течение последних ряда лет взысканий со стороны руководства филиала.
Вторым, но не менее важным по значению направлением в работе сектора является маркетинговое продвижение услуг неосновной сферы деятельности филиала: реклама на транспорте, услуги контрольного механика и медиков, автомойка, сдача в аренду собственного недвижимого имущества парка и, наконец, услуги общепита. Общепит представлен не только хорошо известной и снискавшей популярность столовой автобусного парка, но и двумя новыми барами: «Вояж» — на втором этаже автовокзала и баром по улице Л-та Рябцева, 45.
В новый год — с оптимизмом
Да, отвечая на вызовы времени, автопарк сегодня вынужден учиться зарабатывать самостоятельно. Таковы реалии и условия рынка. Уверен, что подавляющее число наших пассажиров понимает и разделяет эту необходимость.
Предвосхищая возможный сарказм остальных, руководство филиала «Автобусный парк №1 г.Бреста» спешит официально заверить, что в отношении социально значимых перевозок проводимые реформы имеют своей основной заповедью императивный принцип – «не навреди». Эти перевозки всегда были и остаются главным приоритетом в работе филиала. Наоборот, уже в короткой перспективе дополнительные доходы автопарка частично могут быть направлены на техническое обслуживание и ремонт автобусов городского и пригородного сообщения, на повышение заработной платы водителей и ремонтных рабочих.
Первые шаги в направлении модернизации путём освоения внутренних резервов предприятия дают нам возможность с определенным оптимизмом смотреть в наступивший финансовый год.
Игорь ЛОБОДА,
главный экономист автопарка №1 г.Бреста
Ответить