Как это работает?
C 1 января общественный транспорт Таллинна, столицы Эстонии, стал бесплатным для горожан и отдельных категорий граждан, прекращено использование всех видов бумажных талонов и билетов. Право бесплатного проезда дает пластиковая карточка зеленого цвета с персонифицированными данными каждого пассажира.
Войдя в автобус, каждый пассажир, имеющий право бесплатного проезда, должен зарегистрировать свою карточку через специальное устройство, которое называется «валидатор». Время на процедуру – секунда-другая, так что очереди не будет. Валидаторы размещены на привычных местах, где раньше висели компостеры.
Что же касается жителей других городов, то на них льгота не распространяется. Исключением являются лишь два небольших пригородных района, которые не входят в городскую черту. Ну а туристам придется покупать билеты. Кстати, бумажные билеты отменены еще осенью, в продаже лишь на электронном носителе. Поездка – от 1 евро, можно оплатить и у водителя, но это значительно дороже. Популярен проездной на 5 дней за 7 евро. Вот и сравнивайте с нашими реалиями…
Контроль не отменяется
На начало года в Таллинне было выдано более 190 тысяч проездных карт. Однако единая проездная карточка действует только вместе с удостоверением личности, чтобы исключить случаи нарушения введенных правил или использование карточек посторонними лицами. В первый день начала работы системы бесплатного проезда в общественном транспорте не все пассажиры регистрировали свой проезд, просто забывали сделать это. А контролеры? Они остались, однако порядок их работы изменился.
Контролер идет вдоль салона, пассажиры предъявляют карточки, он подносит к ним устройство, на котором высвечивается: зарегистрировал пассажир проезд или нет. Кстати, штраф за безбилетный проезд – 40 евро. Может возникнуть вопрос: зачем подносить карточку к валидатору, если право на бесплатный проезд есть? Скорее всего, для сбора оперативной статистики, какими маршрутами больше пользуются. Вспомним прошлогоднюю акцию наших автобусников со сбором статистики в Бресте. Для этого пришлось привлекать множество добровольцев. А теперь представьте себе, что эту информацию можно отслеживать в масштабе реального времени.
Что это дает?
Таллинн борется за репутацию «зеленого города», там сделана ставка на развитие общественного транспорта. Выдавив легковые автомобили из центра, город только выиграет в туристической привлекательности. Кроме того, большая экономия на изготовлении и продаже билетов, упрощение системы контроля. Ведь все это в цене билета. Что же касается тезиса об «окупаемости» общественного транспорта, это несомненно. У транспортных предприятий должны быть деньги на функционирование и обновление парка – тоже вне всяких сомнений. Однако почему именно пассажиры должны это покрывать из своих денег? Ведь большинство поездок в наших автобусах и троллейбусах – не развлечение, а необходимость. Есть и вынужденные поездки, за которыми давние градостроительные просчеты.
Что получится в Барановичах?
До конца нынешнего, 2013 года, на базе ОАО «Автобусный парк г.Барановичи» планируется реализовать пилотный проект по внедрению безналичной оплаты проезда в городском транспорте на основе единого проездного документа (ЕПД). Однако о бесплатном проезде речь не идет. Стоимость проезда будет дифференцирована в зависимости от дальности поездки, деньги на карточку надо будет класть заранее. Конечно, как и в эстонском варианте, ожидается сокращение расходов за счет ухода от бумажных талонов и более рационального построения маршрутов.
Как видим, в Таллинне и в Барановичах в основе новшеств заложены разные идеологии. Подождем конца года и посмотрим, что покажут эксперименты.
Ответить