О том, что пенсионной системе нужна реформа, независимые эксперты говорили давно. Да и сами власти, скорее всего, понимают это, но замахнуться на святое для народа в ущерб себе не хотят. Однако ситуация в этой сфере складывается так, что в ближайшее время руководству страны придется задуматься о непопулярных шагах. Несмотря на то, что в 2012-м году Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) удалось сформировать с профицитом, уже к 2014-му, по прогнозам Всемирного банка, ФСЗН может столкнуться с дефицитом.
У руководства страны есть несколько вариантов игры на опережение. Каждый из них содержит меры, которые будут очень болезненны для властей, так как предусматривают ряд экономических и политических рисков.
Повышать или «заморозить» пенсионный возраст?
Этап, который проходили практически все европейские страны — повышение пенсионного возраста. Эта мера исключительно нежеланна для властей, ведь, по сути, это удар в самое сердце белорусской идеологии, разрушение патерналистского мифа. В риторике президента и других должностных лиц не раз звучал тезис о том, что в отличие от наших западных и восточных соседей Беларусь — социальное государство для народа, и потому власти не пойдут на такой шаг.
Еще в апреле 2012-го года Александр Лукашенко заговорил о необходимости реформирования системы пенсионного обеспечения, но без увеличения пенсионного возраста: «Совершенствуя пенсионную систему, мы отбрасываем вариант, по которому пошли Европа, Украина, другие страны — повышение пенсионного возраста». По словам вице-премьера белорусского правительства Анатолия Тозика, вопрос о повышении возраста выхода на пенсию в Беларуси закрыт и в ближайшее время обсуждаться не будет.
И в самом деле, повышая пенсионный возраст, власти будут рубить сук, на котором сидят: в электорате Лукашенко много людей предпенсионного возраста и пенсионеров. Увеличение возраста выхода на пенсию наверняка негативно скажется на и без того не слишком высоком сегодня рейтинге президента. Таким образом, на повышение пенсионного возраста власти в обозримой перспективе (по крайней мере, до президентских выборов 2015-го года) вряд ли пойдут. Как и другие назревшие проблемы, эту власти решили отодвинуть на потом.
Еще одним маловероятным вариантом сократить возможный дефицит ФСЗН является уменьшение размера пенсии. Такой ход событий, может, и не вызовет социальный взрыв, но массовое недовольство будет обеспечено. Пенсии в Беларуси и так весьма скромны. Так, средний размер пенсии по возрасту в 2012-м году составил 182,6 доллара. Планируется, что в 2013-м показатель возрастет до 218,1 доллара в эквиваленте. Однако пока обещанное на февраль повышение пенсии отменено — на это нет денег. Кроме того, учитывая среднюю продолжительность жизни в стране (мужчины — 66 лет, женщины — 77), можно констатировать, что многие белорусы не успевают в полной мере воспользоваться и этими средствами.
Жертвуют эффективностью, чтобы залатать дыры
Не является возможным решением проблемы и повышение налоговых отчислений в ФСЗН. В иной ситуации власти, может быть, и воспользовались бы таким способом, но не сейчас, да и размеру отчислений расти некуда. Ныне они составляют 35% от фонда заработной платы, причем основное бремя (34%) лежит на нанимателе. В случае же если наниматель является и работником и работодателем, размер подоходного налога и выплат в ФСЗН может превысить 50% от заработка.
Такой уровень отчислений работодателей является одним из самых высоких в мире. Кроме того, он толкает к сокрытию реального размера дохода. Как правило, наниматели снижают официальные цифры, используют схему зарплаты в конверте. Такое положение вещей показывает неэффективность сегодняшней системы социального обеспечения в целом.
Скорее всего, для поддержания уровня пенсионного обеспечения без повышения возраста выхода на пенсию власти попытаются отделаться малой кровью и пойдут на дотирование ФСЗН, например, за счет внебюджетных источников. Однако, действуя таким образом, государство тратит деньги не на развитие, а на консервирование ситуации.
Для властей привычна парадигма, когда они, не желая реформ, идут на субсидирование тех или иных отраслей и сфер. Проблема в том, что без реформ поднять эти сферы невозможно, невзирая на объемы средств. Примером является деревообработка, на модернизацию которой государство потратило более 700 миллионов евро, однако воз и ныне там.
Для повышения эффективности пенсионной системе нужны реформы. Робкий шаг власти сделали, дав возможность дифференцированного повышения пенсии за счет более позднего выхода на нее. Такие меры предусматривает указ президента №136 от 18 марта 2012 года «О мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан». Однако этого недостаточно. Необходимо развивать систему пенсионного страхования, переходить к накопительной системе пенсионного обеспечения и перераспределению бремени выплат в ФСЗН между нанимателем и работником.
Никита БЕЛЯЕВ, naviny.by
Кстати:
По статистическим данным на 1 января с.г., более 23% процентов белорусских пенсионеров продолжают работать.
К началу нынешнего года общая численность получателей пенсий в органах по труду, занятости и социальной защите достигла 2 миллионов 512,2 тысячи человек, из них 586,6 тысячи продолжают трудовую деятельность. Причем представительниц прекрасного пола среди трудящихся пенсионеров почти вдвое больше, чем представителей сильной половины (202 тысячи мужчин и 384,6 тысячи женщин).
Национальным законодательством установлено ограничение в выплате пенсий только для тех, кто имел высокую заработную плату в прошлом и чей индивидуальный коэффициент заработка превышает 1,3. Реально пенсионные выплаты ограничиваются незначительно: большинство работающих пенсионеров получает пенсии без изъятий.
Ответить