Поэта, как известно, окружают глаголы. Ну, а меня, скажу неуверенно, исторического очеркиста, окружают даты. Но без поэтов все равно не обойтись. К их строчкам припадаешь, когда деваться больше некуда. Вот и сейчас выходит по слову Анны Ахматовой: «Опять подошли «незабвенные даты», И нет среди них ни одной не проклятой…» 95 лет назад, 3 марта 1918 года, между советской Россией и кайзеровской Германией был подписан договор, вошедший в историю как Брестский мир. О значении, оценках и последствиях этого договора историки спорят до сих пор. И мне не хочется влезать в эти споры. Кто я, вообще, такой? От себя лишь скажу, что «мир» этот не принес облегчения никому. Большевикам подписание договора позволило развязать гражданскую войну. В Германии начались свои беды. Народы Восточной и Центральной Европы были разделены. Противоречия между государствами сняты не были. Зализывание ран, разруха и нищета. И, в конце концов, это привело к еще более кровавой бойне – Второй мировой войне.
О непосредственных участниках переговоров – дипломатах, политиках и военных – известно все или почти все. Каждый из них, вероятно, думал, что творит историю, на поверку оказываясь, в общем-то, заложником ее и своего времени. Жизнь коротка, искусство вечно, говорили древние. Жизнь политиков в такой исторической перспективе еще короче. Хотя, распоряжаясь человеческими судьбами, они, вероятно, думают иначе. Но, вот, глядя на портреты, рисунки и беглые зарисовки всех этих переговорщиков, думаешь, что все они существовали только для росчерка карандаша, сделанного рукой художника. И этим художником был Эмиль Орлик.
Начальная пора
«Фамильное древо» весной прошлого года поведало о судьбе чешского музыканта и издателя Игнаца Гельда, окончившего свои земные дни в Брест-Литовске. С историей нашего города, а заодно уже и с мировой историей, оказалась связана и судьба замечательного чешского художника Эмиля Орлика. Хотя, как это часто случается, на большого художника претендует сразу несколько стран и культур. К какой культуре отнести Франца Кафку, родившегося и прожившего жизнь в Праге и писавшего на немецком языке? В случае Эмиля Орлика «своим» его почитают за честь называть в Чехии, Германии и Австрии. Прямо как у нас с Мицкевичем – Беларусь, Польша и Литва.
Эмиль Орлик, одногодок Ленина, родился 21 июля 1870 года в Праге в небогатой еврейской семье. Жили Орлики в местечковом квартале неподалеку от «старого» города. Глава семейства зарабатывал на хлеб швейным делом. Под одной крышей были и дом, и мастерская. Всё вместе – и улочки Праги, и атмосфера, царившая на них, и колоритные лица их обитателей, видимо, отложили отпечаток на юного Эмиля. Рисовать он начал с самого раннего детства. И по мере взросления страсть к рисованию только усиливалась. Получив среднее образование, в 1889 году он, не задумываясь, едет в Мюнхен и занимается в частной художественной школе. С 1891 по 1893 год Орлик учится на курсе Генриха Книрра в мюнхенской Академии изящных искусств. Эта Академия — одно из величайших художественных учебных заведений Европы. Среди ее выпускников были такие великие художники, как Василий Кандинский, Пауль Клее, уже упоминавшийся в «Фамильном древе» Джорджо де Кирико. В 24 года начинающий художник возвращается в Прагу.
Между Прагой и Веной
Вообще, это время, рубеж XIX – XX веков, одно из самых лучших в истории человечества. Фактически все, что создано тогда – в науке и в искусстве, – определило развитие человеческой цивилизации на столетие вперед. И, как мне кажется, определяет до сих пор. Именно тогда было задано ускорение технического, интеллектуального и духовного прогресса, в котором мы сейчас все живем. И никак не можем остановить разогнавшийся локомотив. Другое дело, что цену за эту скорость человечеству пришлось заплатить чудовищную. Многие предчувствовали грядущие катаклизмы и трагедии. Среди них был и великий немецкий поэт Рильке. Один из первых портретов, написанных Орликом, уже вполне сознающим себя художником, был портрет Рильке. Они познакомились в Праге, и через несколько лет Рильке напишет эссе о своем друге – «Художник Праги». Орлик в эти годы пробует работать не только в портретной живописи, но и экспериментирует с методами печати, делает гравюры. С 1899 года Эмиль Орлик входил в группу художников «Венский сецессион», наряду с Густавом Климтом и другими. К началу XX века относятся написанные им портреты Густава Малера, Генриха Ибсена, Эрнста Геккеля. Эти работы считаются одними из лучших произведений этого жанра эпохи арт нуво.
Япония и другие путешествия
Но художник становится Художником только тогда, когда делает шаг в сторону, ломает устоявшиеся рамки и каноны, нарушая традицию и раздвигая, размывая границы этой самой традиции. Вендерс и Херцог, знаменитые немецкие кинорежиссеры, нынче жалуются, что не могут найти свежего и чистого кадра. Один поехал за этими кадрами в Японию, другой — в Гималаи. Возможно, нечто подобное чувствовал и Эмиль Орлик. И отправился за новыми впечатлениями в Японию. Эта поездка оказала на него решающее значение для творческого развития. Он освоил ксилографию – древнейший вид печатной графики и гравюры на дереве. В увлечении этой техникой он, конечно, был не одинок, как и вообще Востоком. Моне, Гоген, Ван Гог тоже были увлечены японизмом и многое переняли у восточных мастеров. Правда, говорят, что когда сами японцы видели работы Орлика, они удивлялись, что их сотворил не японец.
По большей части Орлик теперь жил в Берлине. Но всякий раз срывался – то в Китай, то – в Россию, то – в Египет.
«Официальный художник мирных переговоров»
В 1905 году Орлик возглавляет кафедру «Школы графики и книжного искусства». Его работы выставляются на крупнейших европейских выставках. Он также работает для «Немецкого театра», создавая декорации и костюмы. Люди, близко его знавшие, отмечали, что именно в театре он много работал, следя за игрой и мимикой актеров, бесконечно делая какие-то зарисовки и наброски. К моменту прибытия на мирные переговоры в Брест-Литовск Эмилем Орликом были написаны портреты Франца Верфеля, Луиджи Пиранделло, Альфреда Деблина, Томаса Манна, Максима Горького и Альберта Эйнштейна. Так что ничего удивительного нет в том, что именно Эмиль Орлик был приглашен в качестве «официального художника мирных переговоров» в составе делегации Пруссии.
Как отмечают критики, он сделал точные, хотя и несколько идеализированные портреты представителей всех держав, участвовавших в переговорах. Вот что он пишет в письме от 12 января 1918 года: «Такая необычная работа, такое необычное время, такие события, как большие заседания, – это нечто особенное даже для человека, много повидавшего. Сегодня я снова у принца Леопольда. Портрет, я думаю, выйдет очень хорошим. На данный момент я сделал 30 рисунков. Отмечу такое достижение. Со мной обращаются по высшему разряду, обслуживание великолепное, только квартира несколько примитивна».
Надо сказать вот еще о чем. Официальный альбом с мирных переговоров так и не был издан. Их итоги все равно спустя полгода были аннулированы, и никому до них не было дела. (А ведь столько усилий, интриг и противоборств внутри каждого из правительств было!) Зато был издан альбом «Brest-Litovsk (1918)». Он состоял из небольших шаржированных литографий. В качестве подарка этот альбом был преподнесен всем участникам переговоров. В этих работах Орлика чувствуется большая легкость движений художника, что предвосхищает стиль его последующих работ.
Еще одно письмо Орлика из Брест-Литовска от 5 февраля: «Мы пережили здесь несколько значительных дней. В последние дни я работал не покладая рук: мне кажется, благодаря этому объему работы я многому научился и надеюсь как можно скорее применить все это на своей любимой модели…»
Все звезды сошлись
Для профессионала нет большего счастья в жизни, чем заниматься любимым делом, когда твоя работа приносит и эстетическое, и моральное, и материальное удовлетворение. В случае Эмиля Орлика все звезды сошлись.
Он продолжал писать портреты, продолжал преподавать и работать для театра. Участвовал в выставках. Жил полноценной жизнью художника. Такое не слишком часто встречается в среде художников и поэтов в XX веке. Ведь и умереть надо вовремя. Такое счастье тоже надо заслужить. И такое счастье было ему даровано. Замечательный художник, пражский еврей Эмиль Орлик, участник и иллюстратор мирных переговоров в Брест-Литовске, умер в Берлине 28 сентября 1932 года. До прихода Гитлера к власти оставалось чуть более года…
Ответить