ВТОРАЯ РАБОТА
Еще в достославные времена благословенной Древней Руси тамошние князья давали своим выросшим сыновьям «на прокорм» уделы в границах существующих княжеств. Точно так же Петр Первый щедро одаривал своих приказных дьяков и стольников вотчинами и крепостными крестьянами «на кормление» за услуги, оказанные ими Государству Российскому и его самодержцу. По истечении многих веков ничего существенным образом не изменилось в подлунном мире — как в образе мышления, так и в основных методах стимулирования сильными мира сего материальной заинтересованности чиновного люда.
Наглядным примером тому служит озвученное недавно решение белорусского президента Александра Лукашенко, согласно которому вице-премьеры и министры РБ, а также другие чиновники получили существенную прибавку к своим министерским зарплатам. Прибавка эта произошла за счет резкого повышения суммы вознаграждения на «второй работе» — представительстве государства в органах управления хозяйственных структур.
Согласно указу № 74 от 8 февраля 2013 года, нормативы вознаграждения чиновника за надзор над предприятием были повышены с 6 до 20 базовых величин в квартал при рентабельности предприятия до 10% включительно; с 9 до 25 базовых величин — при рентабельности от 10% до 15% включительно; с 15 до 45 базовых величин – при рентабельности от 15% до 25% включительно и с 18 до 55 базовых величин при рентабельности свыше 25%.
Самое большое повышение заработка будет у чиновников, представляющих интересы государства в банках (что само по себе вполне естественно, поскольку средняя зарплата банковских служащих в нашей дивной республике многие годы числилась в абсолютных лидерах, пока не уступила пальму первенства служащим газовой отрасли) – норматив повышен с 25 до 75 базовых величин в квартал. Этим же указом № 74 законодательно закреплено право вице-премьеров на дополнительный заработок в коммерческих предприятиях (и здесь тоже все понятно, поскольку очевидно стремление нашего мудрого кормящего достичь своей цели, попутно сэкономив бюджетные деньги). «Представителями государства в органах управления хозяйственных обществ могут также являться заместители премьер-министра Республики Беларусь, руководители республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных правительству республики Беларусь, и их заместители…», — говорится в документе.
Правда, теперь при назначении представителей государства в банки Совмину придется учитывать мнение Нацбанка РБ. «Представители государства в органах управления банков, акции которых принадлежат Республике Беларусь, назначаются Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком», — говорится в указе. Буквально накануне подписания указа № 74 Совмин своим постановлением № 85 от 6 февраля 2013 года внес новых членов правительства и министров в «ведомость» на получение прибавки к официальному окладу.
Так, например, вице-премьер Петр Прокопович назначен представителем государства в ОАО «БПС-Сбербанк». В свою очередь вице-премьер Михаил Русый и министр сельского хозяйства Леонид Заяц будут кормиться за счет ОАО «Белагропромбанк». При этом премьер-министр РБ Михаил Мясникович «подрабатывает» в Банке развития, а первый вице-премьер Владимир Семашко – в Приорбанке.
Надо отметить, что указом № 74 заметно расширены полномочия правительства на управление крупными предприятиями. Так, в случае отчуждения находящихся в собственности предприятия с долей государства более 50% объекта недвижимости или пакета акций стоимостью свыше 10 тысяч базовых величин Совмину более не требуется согласовывать свое решение (или позицию) с Лукашенко.
КУДА ИДЕМ?
Один из ведущих политических аналитиков Дэвид Марлпз отметил, что в последнее время в Беларуси прошли важные кадровые перемены: Виктор Шейман возглавил Управление делами Александра Лукашенко, а Петр Прокопович был назначен вице-премьером. Кроме того, было объявлено, что Беларусь, или, по меньшей мере, белорусская экономика, должна двигаться в западном направлении, и что активная приватизация и привлечение иностранных, но не русских, инвесторов становится как никогда актуальным. Все эти события стали предметом живого обсуждения.
В связи с вышеупомянутыми переменами некоторые чиновники высказывают мнение, что в результате этих изменений возникнет более гибкая система, в которой «талантливые выпускники вузов» смогут сформировать прослойку молодых профессионалов, способных направить развитие страны в русло экономической модернизации. Любопытно, что всего через несколько дней после своего назначения Шейман разоблачил ряд коррумпированных чиновников из своего нового управления. Подозреваемый в хищениях на белорусских строительных объектах в Сочи бывший глава Управления делами Николай Корбут был помещен под домашний арест. В то же время некоторые аналитики критически относятся к новым назначениям, усматривая в них четкую тенденцию отдавать важные посты «старой гвардии» — надежной элите, которая не станет подвергать сомнению решения правителя.
Как считает аналитик Юрий Дракохруст, Шейман был вновь принят в элитарное окружение Лукашенко, поскольку в Беларуси личные принципы не так важны, как сама личность. Он не согласен со своим коллегой Сергеем Наумчиком в том, что на сегодняшний день номенклатура способна бросить вызов правителю. Дракохруст отмечает, что против режимов идут совершенно разные люди: Вацлав Гавел не был частью системы, когда был брошен вызов правителям бывшей Чехословакии, в то время как Виктор Ющенко в Украине и Михаил Саакашвили в Грузии оба входили в правящие круги задолго до своего прихода к власти.
Однако сущность правящего режима и собственно личность правителя сокращают шансы белорусской властной элиты на успех. Хоть с одной стороны становится очевидным, что пришло время для новой прослойки профессионалов, с другой стороны – личный авторитет правителя остается неприкосновенным. Ибо единственная реальная сила в стране – это сам Лукашенко. Вместе с тем самая важная черта Шеймана – лояльность, а отнюдь не жесткость или эффективность. Поэтому Шейман для Лукашенко – это Лазарь Каганович для Иосифа Сталина.
Парадокс состоит в том, что Беларусь объявила о планах стать на новый смелый путь во главе со старой правящей группировкой. Такой расклад позволяет Лукашенко полностью контролировать приватизацию. Этот контроль, помимо личной выгоды, позволяет ему сохранить власть и избежать нового экономического кризиса.
Ответить