Откат пошёл по всем группам
Белстат вынес диагноз белорусскому производству, доля товаров которого в розничном товарообороте торговли в январе 2013-го составила 71,5% против 74,8% в январе 2012-го. Диагноз этот неутешительный: импортные товары, как метастазы опухоли, с каждым годом все больше и больше поглощают рынок, вытесняя с него отечественный продукт. Даже родную провизию, напитки и табачные изделия белорусы стали меньше покупать (84,1% – в январе прошлого года и 82,5% – в январе этого), а непродовольственные товары и подавно – цифры соответственно 61,5% и 55,9%.
Причем «падёж» прошёлся по основным видам товаров, по отдельным группам даже в 1,5 раза. Больше всего упала в продаже белорусская техника: телевизоры – с 43,5% до 22,9% (!), стиральные машины – с 68,2% до 48,8%. Синтетические моющие средства, которые пару лет назад пользовались у народа популярностью, почему-то тоже потеряли в продажах – до 44,3% в январе. Имидж отечественных трикотажных изделий сократился с 82% до 71,3%, верхней одежды – с 65,9% до 57,2%, чулочно-носочный изделий – с 91% до 82,7%. И белорусских кондитерских изделий, рыбы и соков в январе купили меньше.
Но самое интересное, что в целом рост продаж населению существенно увеличился: пищевых продуктов, напитков и табачных изделий на 14,1% и непродовольственных товаров – на 26,5% (к уровню января 2012 года). Продажа тех же телевизоров выросла на 68,2% (!), косметики – на 44,1%, моющих средств – на 25,8%, обуви – на 8,1%, верхней одежды – на 26,7%, чулочно-носочных изделий – на 27,7%. То есть на самом деле белорусы стали покупать больше, но не отечественных товаров.
«Не будут брать – отключим газ»
Что же делать с белорусским товаром, как продвинуть его на рынок и заставить белорусов покупать? – эти вопросы мучают чиновников с утра до вечера и даже по ночам. Своим магазинам можно диктовать условия – там отечественный товар составляет значительную часть ассортимента. А вот что делать с сетевиками, которые уверенно заполняют страну гипермаркетами, а с этого года даже в деревню подадутся снабжать сельчан всем необходимым.
– Народ не понимает, что все эти сетевики – это засада для нашей экономики, – поделился с «БК» своим мнением директор одного торгового предприятия. – У них на полках – российский товар, и пополняют они российскую казну. А наш товар, получается, лежит на складах – живые деньги для наших предприятий. Да, мы продаем социально значимые товары, но, сами знаете, что наценка на них – минимальная. Выгоды магазину от такой продажи – никакой. Почему-то «социальный» товар российского производства они в своих гипермаркетах не продают – думают лишь о своей выгоде, но не о нашей экономике…
К слову, Белстат констатировал, что запас готовой продукции на складах промышленных предприятий страны в январе 2013-го составил 27,18 трлн. руб., что по сравнению с прошлым годом больше на 22,4%. Больше всего товара лежит в закромах производства кожи, изделий и обуви из нее – 265,9% среднемесячного объема производства. В текстильном и швейном производстве запаслись на 173,1%, в производстве машин и оборудования – 141,3.
Не потому ли Министерство торговли Беларуси предлагает ввести ограничения по открытию новых магазинов для крупных торговых сетей? Проект поправок в закон уже подготовлен. Причем «лимит» планируется вводить для тех компаний, кто уже занял 30% рынка и больше.
На областном уровне этот вопрос поднял на заседании хозактива в Барановичах губернатор Брестчины Константин Сумар. Как пишут местные газеты, он был возмущен снизившимся интересом барановичской торговли к родным товарам.
Председатель Барановичского горисполкома Виктор Дичковский свалил вину на сетевые магазины: мол, отказываются они от белорусского товара. На что губернатор сказал, что возможности воздействия на не поддающихся уговорам сетевиков есть и у местной власти: «Если вас не устраивает, не разрешайте больше строить супермаркеты».
Конечно, можно вспомнить старый совдеповский принцип «Не будут брать – отключим газ», только времена сейчас другие, и нужно искать иное решение проблемы. Может, вопрос всё-таки в ценах на родной товар и в том, что в последнее время они просто сошли с ума…
Вот и президент страны на очередном совещании в очередной раз грозно потребовал от правительства не допускать необоснованного роста цен. «Когда такая инфляция, рост цен, о каком развитии или модернизации может идти речь?! – сказал Александр Лукашенко. – Поэтому думайте, как мы будем работать в этом году, чтобы все-таки инфляция и цены росли приемлемо и для общества, и для производства».
…Ох, нелёгкая это работа – из болота тащить экономику…
Снова первые по росту цен
Белстат недавно опубликовал индекс роста цен в январе в Беларуси, России, Украине и Казахстане (по сравнению с январём и декабрём прошлого года). И этот диагноз нерадостный – мы опять в лидерах по основным позициям. За первый месяц зимы у нас подскочили на 14,3% овощи, на 7,7% – фрукты, на 5,9 – алкогольные напитки, на 28,6% – сигареты.
Меньше всего выросли цены в Украине – за месяц на 0,2%, а за год (по сравнению с январём-2012) – и вовсе упали на 0,2%. На Украине с начала этого года подешевели мясо и мясопродукты, мясо птицы, масло растительное и сахар, причем сладкий продукт – на 2,2%.
В России больше, чем у нас, выросла за месяц цена на картофель и овощи, по всем остальным позициям рост у них гораздо меньше.
Для сравнения: наш родной картофель подорожал за месяц на 8,6%, в России – на 9,5%. А в выгодном положении по «бульбе» оказался…Казахстан с ростом цены на 3,1%.
И белорусское молоко выросло за месяц больше, чем в других странах, – на 1%. В России и Украине – на 0,4%, а меньше всего прибавил в цене опять-таки Казахстан – 0,3%. Получается, у нас самые привередливые коровы…
Брестский феномен – дешевле съездить к соседям
Понятно, что если у нас цены будут расти теми же темпами, то скоро за дешевой картошкой придется ехать в Казахстан. Шутка, конечно, но для простого обывателя высокие разговоры о патриотизме типа «купляй беларускае – падтрымай айчынную эканомiку» разбиваются о низкие приоритеты бытия, где цена играет главную роль.
Можно, конечно, в административном порядке заставить сетевиков торговать белорусским, но тогда товар будет лежать не на складах предприятий, а на стеллажах магазинов. Если рядом с белорусскими рубашками по 170 тыс. разместить российские по 95 тыс., что останется лежать на полке?.. Думаю, что такую задачку решат даже школьники.
Или еще показательный пример. Сейчас везде идет распродажа зимней обуви. В брестских магазинах польские женские ботинки из натуральной кожи распродают по 340 тыс., а белорусскую обувь – от 500 тыс. и выше.
И вообще в городе над Бугом свой феномен из-за двуграничья с Польшей и Украиной – нам проще съездить затариться у соседей, чем бегать по местным торговым точкам. Достаточно заглянуть в отдельно взятую квартиру брестчан, чтобы в этом убедиться. Техника – из Польши, стройматериалы – тоже оттуда, как и обувь, одежда, кухонная утварь, памперсы для малышей, бритвы для мужей и косметика для прекрасных дам. Народ не останавливают ни цена виз, ни очереди за ними в Польском консульстве. Все равно в общей сумме дешевле получается ездить на распродажи за кордон.
У кого же нет ни денег, ни терпения на визы, – пожалуйста, на Украину. Рынки в Заболотье, Ковеле и подальше – в Луцке пользуются спросом у брестчан. И цена на продовольствие и непродовольственные товары там значительно ниже, чем на наших рынках.
Так что в Бресте еще нужно постараться, чтобы претворить лозунг «Купляй беларускае!» в жизнь. По крайней мере, надо сбросить цены на отечественный товар до уровня цен у соседей, чтобы не имело смысла платить за дорогу. Или обязать не народ, а чиновников покупать белорусские телевизоры и рубашки — так сказать, собственным примером поднимать отечественную экономику…
0 комментариев
Anonymous User
22.03.2013 в 22:37ALEXEY
22.03.2013 в 22:37Видимо есть чиновники ,которым выгодно чтобы белорусские товары стоили дороже.А возможно уровень интенлекта не позволяет оценить рациональное ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ.Поэтому люди,как РЫБА-ищет…так и получается—едут в Польшу,в Украину. Или на РЫНОК Смоленской скумбрии или сельди с картофелем купить ,ведь у большинства населени на большее нет денег.После расчета за ЖКУ и дальнейшего подьема цен ,то прийдется перейти на хлеб и воду из крана ( бутилированная стоит почти как молоко)..