У кого собственность – у того и рычаги управления
А.Лебедько: — Вопрос собственности и приватизации затрагивает практически каждого из 9,5 миллиона граждан Республики Беларусь. Если говорить, какова стоимость этого вопроса, наши эксперты оценивают приватизацию в стране от 100 до 200 млрд. долларов. Но у людей ещё нет ощущения, что в этой сумме есть их часть собственности.
То, что у нас происходит в приватизации, касается в основном созданного предыдущими поколениями. Если мы сейчас не сделаем этот вопрос дискуссионным при помощи СМИ и встреч, то мы можем потерять и эти 100-200 млрд. долларов, а следом – экономический, а потом и политический суверенитет страны. Потому что кому принадлежит собственность – тому принадлежат реальные рычаги управления страной, тому принадлежит и страна.
Мы исходим из того, что плохая приватизация – это катастрофа для страны, источник конфликтов и проблем. К примеру, в России встают вопросы, что собственность неправильно поделили, что народ обманули. Крайне важно, чтобы люди были соучастниками этого процесса, чтобы для них были ясны и понятны «правила игры», чтобы существовал закон о приватизации.
Если, к примеру, кто-то пускает через «прихватизацию» такую компанию, как «Беларуськалий», то должны быть правовые основания. А у нас в основном звучат политические заявления, что всё может быть продано! Это тупиковый путь. Даже Чубайс, проводя дискуссионную приватизацию в России, не позволял себе подобные заявления. Если мы будем проводить приватизацию таким образом, то в одно прекрасное время проснёмся в стране, которая нам уже не принадлежит.
Нас должно волновать, что будет со зданиями в центре Бреста, конкретной фабрикой или заводом, потому что всё это принадлежит людям. Если этого не сделают гражданское общество, политические партии, независимая пресса, то наши внуки будут иметь основания укорять нас, что мы это проспали и не увидели.
Сейчас в Беларуси активно лоббируется вопрос о создании 30-40 холдингов. Это означает, что предприятия в холдинги будут отобраны не через конкуренцию бизнес-планов, а через людей, которые дружат семьями, которые политически лояльны. Такая «холдингизация» – ещё один вариант коррупционной приватизации, в результате которой ничего не изменится.
Помнится, Минский камвольный комбинат вызывал большую озабоченность Лукашенко ещё 1994 году. Тогда президент дал указание Богданкевичу – выделить кредиты, если у него завтра на столе будет лежать бизнес-план предприятия. Выделили, чтобы по прошествии 18 лет закрыть это предприятие как бесперспективное и перевезти его оборудование в Кобрин. Фактически произошла приватизация земли – самой большой ценности в больших городах. На этом месте будут построены казино и торговый центр, и такая приватизация устраивает чиновников, но против неё мы должны выступать и, критикуя, видеть, как она должна проходить.
Отдать бесплатно, но с условиями
Л.Марголин: — Главная проблема любой приватизации – это легитимность. Если в этом есть сомнения, то мы создаём узел проблем, которые будут мешать работать экономике страны в ближайшие 10-20 лет. У нас же умудряются продать имущество, забрать, потом снова продать его. Если им распорядиться нерационально, то это можно сравнить с хозяином-алкоголиком, который выносит из дома холодильник и пропивает его.
Мы считаем, что приватизация должна иметь цели. Первая из них – это повышение эффективности работы экономики, а вторая – создание новых рабочих мест. Мы сейчас столкнулись с проблемой выезда специалистов на работу в Россию, а у вас, видимо, и Польша «подсасывает». Люди, не находя применения своим знаниям и умению, уезжают за нормальной зарплатой, а предприятия не могут найти им замену. Технологический уровень падает, и предприятия уже не могут произвести качественную продукцию. В результате происходит деиндустриализация экономики.
На наш взгляд, начинать надо с приватизации низкоэффективных и нерентабельных производств. Что касается предприятий с небольшой численностью работающих, то, скорее всего, тут нужно применять способ прямой продажи – на аукционе, где они найдут нового эффективного собственника, который может вложить деньги в их развитие и найти рынки сбыта продукции. Если же предприятие не найдёт своего покупателя, то его можно продать за символическую цену, почти бесплатно, но при соблюдении определённых условий: сохранения рабочих мест, инвестирования капитала за определённый период. Если условия не выполнены – значит, верни имущество назад.
Сейчас же инвестор, прибывая в тот или иной регион, первым делом «подмазывает» местные органы власти, чтобы они «не скрипели», и тогда остальные проблемы становятся вторичными. Это то, что произошло с минской «Коммунаркой» и гомельским «Спартаком». Появились вопросы к инвестору, насколько законно он получил контрольный пакет акций этих предприятий.
А.Лебедько: — «Коммунарка» и «Спартак» – это только начало. Знаю, что в правительстве есть список из 80 предприятий всех регионов Беларуси. Они когда-то были приватизированы частниками, которые за 10-15 лет вложили свои ресурсы и сделали их конкурентоспособными и эффективными. Сейчас в правительстве ставится вопрос: а не вернуть ли их обратно под крыло государства, не национализировать ли их? Этот список передан в местные органы власти. Для чиновников – хороший вариант «прихватизации». Мало кто из инвесторов, зная такие примеры, придёт в Беларусь и будет что-то инвестировать. Против такого подхода опять-таки нужен закон о приватизации, где всё будет чётко прописано, и нужна надёжная судебная система, куда можно в случае чего обратиться.
Средства от приватизации – в пенсионный фонд
Л.Марголин: — Как бы открыто и прозрачно ни была проведена приватизация, понятно, что не все люди могут принять в ней участие. Не у всех есть средства, чтобы купить акции предприятий. Мы пришли к выводу, что нужно использовать часть средств, полученных от приватизации, на нужды пенсионного фонда. Потому что солидарная система его пополнения, когда все работающие предприятия в одинаковой мере (под одни и те же проценты) делают свои отчисления, максимум может просуществовать до 2020 года, т. к. количество пенсионеров растёт, а количество работающих сокращается. Плюс сотни тысяч работоспособных граждан уезжают на заработки в другие страны и, естественно, не делают никаких взносов в пенсионный фонд.
Отсюда и заявления: хотите получать большие пенсии – давайте будем поднимать пенсионный возраст. Сегодня средства, вырученные от приватизации, банально уходят на проедание, и их не хватает.
Если речь идёт о продаже прибыльных предприятий, то, считаем, что 50% средств от их продажи должны зачисляться в пенсионный фонд. Средства эти пойдут не на выплату пенсий, а на приобретение выгодных активов, акций прибыльных предприятий, что будут делать специалисты ценных бумаг – по доверенности фонда. Это для того, чтобы обеспечить стабильную работу фонда в обозримом будущем. Вторая категория предприятий – это так называемые «голубые фишки» – МАЗ, БелАЗ, тракторный завод, для которых должны быть индивидуальные планы приватизации: 25% от прибыли этих акций должны пойти на счёт пенсионного фонда.
За счёт развития бизнеса – 400 тысяч рабочих мест?
Л.Марголин: — В тесной связи с приватизацией находится проблема создания новых рабочих мест. Не секрет, что сегодня многие предприятия еле дышат и живут только за счёт государственной поддержки, когда забирают деньги у хорошо работающих и отдают их плохо работающим. В процессе приватизации такого быть не может. Здесь важна роль государства, которое должно обеспечить переподготовку людей, повышение их квалификации, помочь поменять место жительства, дать возможность досрочно выйти на пенсию, то есть перейти от неэффективной экономики к эффективной.
Проблема развития малого бизнеса. Никто не может объяснить, почему «ИПэшник» не вправе взять на работу наёмных работников. А ведь в Беларуси сегодня примерно 200 тысяч предпринимателей, каждый из которых мог бы официально трудоустроить по два работника. Это создало бы дополнительно 400 тысяч новых рабочих мест, но правительство этого не делает.
Мы можем конкурировать человеческим потенциалом
А.Лебедько: — Мы в своей партийной программе поставили стратегическую задачу – создать 60% внутреннего валового продукта за счёт развития малого и среднего бизнеса. В Беларуси совокупный доход в среднем на одного человека за прошлый года составил 5,6 тысячи долларов, в Финляндии – 51 тысячу долларов, а в «бедной» Греции – более 30 тысяч долларов. И в то же время около одного миллиона белорусских гастарбайтеров вынуждены покинуть свою страну в поисках работы.
Если мы бросим клич людям, которые работают за пределами Беларуси, что им дают возможность принять участие в реформах, в управлении и приватизации, думаю, что многие бы вернулись. В этой связи показательна судьба экономиста Павла Данейко, который решил создать в Беларуси экономическую школу новой модели, интегрированную в систему образования. Он прошёл многие инстанции, добился выделения помещений и, самое главное, нашёл молодых людей, получивших образование за рубежом (один из них входит в 250 «экономических надежд США», а молодая пара из Барановичей специализируется на современной финансовой системе). Эти люди, имея огромные, по нашим меркам, зарплаты, заявили, что они готовы ради амбициозной задачи вернуться на родину. Но Павлу Данейко не дали создать альтернативную экономическую школу, которая никак не вписывалась в существующую экономическую систему.
Я, будучи в США, встречался с одним конгрессменом с белорусскими корнями. В его кабинете – самые сокровенные, дорогие его сердцу реликвии. Так вот, на его столе, на самом видном месте лежал огромный кирпич из пепелища родительского дома, который он перевёз через Атлантический океан. И пока он был в Палате представителей, являлся серьёзным лоббистом Беларуси. Очень важно, чтобы люди знали свои корни и свою историю. Мы должны помнить, кто мы, откуда мы есть, чтобы мы гордились, доставая свой паспорт на границе.
Юрий ШАПРАН
Фото Валерия ЦАПКОВА
Ответить