На кого распространяется?
Теперь стоимость служебного легкового автомобиля, приобретаемого госорганами, государственными юридическими лицами, хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 50% акций (долей) находится в собственности государства, а также сельхозорганизациями с долей государства в уставном фонде, не должна превышать сумму, эквивалентную 25 тыс. евро. Это с учетом таможенных платежей. А что будет, если стоимость будет превышена? В этом случае предусматривается наложение штрафа на руководителя в размере от шестисот до одной тысячи базовых величин (до Br100 млн). Также штраф может накладываться, если организация приобретает легковую машину, имея при этом просроченные задолженности.
Почему ограничили?
Буквально Указ называется так: ”Об упорядочении приобретения служебных легковых автомобилей“. Что же, государство вправе регламентировать этот аспект даже у хозяйственных организаций, если в них вложены государственные средства.
Только в этом году стали известны истории с попыткой приобретения Несвижским райисполкомом Toyota Highlander за 580 миллионов рублей (примерно 68 тысяч долларов). ОАО «Завод горного воска» пытался купить Audi A6 2.8 FSI Quattro за 535 миллионов рублей, являясь при том должником «Беларусбанка». Аналогичные истории происходили в Дрогичинском, Ельском районах… Везде был один сценарий: организация объявляет тендер, как положено, на сайте «Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен», пресса поднимает шум – сделка срывается. Полагаю, президента это достало…
Источник — Минфин РБ
В общем, требования Указа следует считать справедливыми: не надо раздувать свой престиж за чужой счет, особенно если не имеешь положительного баланса.
Чужой опыт
В России была попытка провести законодательно ограничение стоимости машин для чиновников. Инициатором была КПРФ, предлагалось ограничиться одним миллионом рублей. Однако правительство России не согласилось с инициативой депутатов: мол, дорогие автомобили реже бюджетных ломаются и требуют меньше расходов в процессе эксплуатации. В Украине известна борьба премьер-министра Николая Азарова с чиновниками из Донецка, которые за счет бюджета пытались купить дорогие иномарки. Вот как он тогда поставил вопрос: «Мной дано указание Минэкономики сразу блокировать подобные операции и информировать меня об этом». Интересна борьба с коррупцией, которая развернулась в Китае. В конце прошлого года было издано несколько нормативных документов, которые регламентируют расходы сотрудников банков и финансовых компаний, принадлежащих государству. Новые правила, в частности, запрещают госслужащим приобретать для своих нужд автомобили класса «люкс».
Некоторые сомнения
Есть и они. Например, даже райисполкому в глубинке, у которого дела идут неважно, нужен хороший внедорожник, который может и не вписаться в 25 тысяч евро. Ведь в эту цену входят еще расходы на доставку, прибыль торгующей организации и НДС. То есть, исходная цена машины должна быть не выше 15-18 тысяч евро. Можно предположить, что продажи китайских машин белорусской сборки резко возрастут. Мы беспокоились, где они найдут рынок сбыта, вот он и открылся…
Ответить