Не секрет, что рост собираемости выручки – вопрос взаимных интересов трёх сторон: заказчика в лице горисполкома, оператора транспортной работы в лице КТУП «Брестгортранс» и непосредственно самих перевозчиков.
Для заказчика – чем выше собственные доходы автобусного и троллейбусного парков, тем меньше потребность в бюджетных субсидиях, т.е. меньше нагрузка на городской бюджет. Для оператора рост выручки приводит к росту собственных доходов в виде отчислений за реализованную им билетную продукцию. Интерес же перевозчиков тем более понятен: конечно, доходы по социальным тарифам не дают возможности для развития и масштабной модернизации транспортных предприятий, но тут, как говорится, не до жиру – каждый день автопарку приходится буквально выживать.
К сожалению, практических предложений по решению проблемы заинтересованными сторонами выработано так и не было. Всё заканчивалось на уровне устных деклараций: да, проблема существует, да, её надо решать… Была, конечно, попытка проведения летом прошлого года классической лотереи по розыгрышу денежных призов среди пассажиров, сохранивших разовые талончики. Эта интересная идея, предложенная генеральным директором ОАО «Брестоблавтотранс», не имела на тот момент и до сих пор не имеет прецедентов в масштабах Минтранса нашей республики. С определенной корректировкой правил проведения, на мой взгляд, она и сегодня остаётся весьма и весьма перспективной.
И на этом, пожалуй, всё – других реальных шагов не было… А ведь даже по самым скромным подсчетам передача талонов продолжает оборачиваться для автопарка Бреста ежемесячно недополученными доходами в размере не менее 200-250 млн.руб.
Каково же было удивление транспортников города, когда вялотекущая проблема передачи талонов на остановках получила этой весной своё неожиданное развитие, а сказать точнее – собственную мутацию. На первый взгляд, история сродни сюжету М.Булгакова из романа «Мастер и Маргарита», никак не меньше. Помните, как в романе дьявольская сила наводнила Москву фальшивыми червонцами, от которых шарахались кассиры и таксисты? Только вот в нашем случае речь не о Москве прошлого века, а о реальном времени и о городе над Бугом.
Как будто сговорившись меж собой, пассажиры, уличенные контролерами КТУП «Брестгортранс», недоумевают: как это так, что их талончики вдруг стали недействительными для проезда в данном автобусе или троллейбусе? Почему контролеры утверждают, что комбинация пробитых на талоне дырочек не соответствует комбинации компостера? Проверили – действительно, не соответствует. Совсем странное дело, почти мистика. Ведь ему, пассажиру, передали талон выходившие из салона такие же пассажиры, как он сам: один протягивает – другой берёт. Изо дня в день одно и то же: «Мне передали, и я взял», а значит – талон должен быть в норме. А тут совсем нет, и приходится платить штраф…
Автор этих строк на днях сам был свидетелем подобной ситуации на одной из остановок в центре города: стоит пассажир, недоумевает – талон у него на руках, а штраф всё же приходится платить. Затем, немного сообразив, начинает кого-то ругать и помахивать кулаком в сторону остановки, откуда только что прибыл. Чем не мистика, в самом деле?
Не учитывая даже признания самих штрафников, любая бригада контролёров подтвердит, что таких случаев за рабочую смену каждодневно набирается несколько. Выходит, кто-то целенаправленно пускает в обращение и передаёт заранее недействительные талоны. Зачем? Вряд ли с целью помочь общественному транспорту, ведь суммы штрафов не полагаются перевозчику или тому же «Брестгортрансу», а идут в республиканский бюджет.
Как тогда следует оценивать подобного рода акции? Как их квалифицировать? Что это – проявление масштабного хулиганства или розыгрыша, скажем, в рамках очередного молодёжного флешмоба? Может быть. Ведь основным информационно-мобилизующим ресурсом в таких всплесках активности выступают во всемирной паутине так называемые «социальные сети», в которых молодежь проводит значительную часть своего досуга. Возможно, кому-то пришла в голову сумасбродная мысль – и пошло-поехало… Какое-никакое, а всё же развлечение: зная, где на линии контроль, за одну-две остановки до контролеров (а уж места их дислокации вычисляются горожанами довольно быстро) пустить в оборот не соответствующие компостеру талоны. А приятели уже ждут и смотрят, какой на следующей остановке из всего этого выйдет конфуз. Можно и на телефон «заснять», и в Интернет выложить…
Опять же не секрет, что передача талонов – полускрытая форма протеста: дескать, меня государство обманывает в коммуналке, ценах, зарплатах, в чём-то ещё – так и я в ответ, хоть как-нибудь, хоть на мелочи, хоть на талончике… Тогда кто эти люди, которые пытаются остановить данный процесс?
Сегодня утверждать уверенно можно только одно: в масштабах города проявляет себя новый социальный феномен, от последствий которого, в конечном итоге, продолжают страдать и добросовестные пассажиры, и те, кто «экономит» на услугах общественного транспорта, взяв в руки сомнительный талончик.
Бесплатный сыр традиционно манит в мышеловку …
Игорь ЛОБОДА, главный экономист автопарка №1 г.Бреста
0 комментариев
Anonymous User
04.04.2013 в 14:25xroniks
04.04.2013 в 14:25Похоже на утку от брестгортранса, чтоб не передавали и не брали от передающих талончики… посмотрите, кто автор статьи и кому это выгодно, никто бы не стал так разыгрывать людей, кроме государства.
СтепНов
04.04.2013 в 14:47«Тогда кто эти люди, которые пытаются остановить данный процесс?», — спрашиваете Вы. Сильно сомневаюсь, что такие люди есть. Вы, Игорь, вместо провокативных статей занялись бы оптимизацией расчетов за проезд. Талончики, как единственный способ оплаты — изживает себя (кстати, случайно обнаружил, что талоны сотнями, если не больше, продаются с одинаковыми номерами, это что, так должно быть?). Придумайте форму, способ оплаты, которые невозможно было бы сфальсифицировать. Почему линейка проездных такая скромная и скучная? Где мотивация для ваших клиентов-пасажиров в виде хотя бы розыгрышей номеров проездных по номинациям? Где ваша социальная реклама? Почему нет креатива? Хватит ныть! Думайте!!! И не пишите больше о неких благородных провокаторах, радеющих за бюджет, как-то даже неловко за Вас. Ничего личного, — это всего лишь забота о бюджете.
СТанислав
05.04.2013 в 17:55Обычное дело! Издревле, если управление нарушалось, привлекали провокаторов. На самом деле: надо повысить плату за проезд и вернуть билетеров.