Подписав 12 апреля указ № 168 «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников», Александр Лукашенко данным нормативным актом предусматривает сокращение количества работников государственных органов и организаций в среднем на 25 %. Документом утверждается новая типовая структура местных исполнительных и распорядительных органов, порядок установления численности работников аппаратов концернов, государственных учреждений, непосредственно подчиненных республиканским органам госуправления, бюджетных организаций, финансируемых из бюджетов областного, базового и первичного уровней, районных и сельских исполнительных комитетов.
Высвобождаемым госслужащим предоставляется на период до трудоустройства, но не более чем на 12 месяцев со дня увольнения, право на отсрочку возврата (погашения) кредитов на строительство (реконструкцию), приобретение жилья, а также для оплаты обучения при получении первого высшего образования их детьми. Им также предоставляется право на медицинское обслуживание в учреждениях здравоохранения, в которых они обслуживались до увольнения.
Таким образом, суть процесса оптимизации всесторонне подстрахована различного рода годичными льготами, позволяющими работникам бюджетных организаций относительно безболезненно пережить смутное время государственной реконструкции, задуманной во благо радикального улучшения нашего с вами замечательного бытия.
На ряд министерств вышеозначенным указом возлагаются дополнительные задачи и функции: так, на Министерство торговли возложена задача в части обеспечения соблюдения организациями и гражданами законодательства в сфере торговли, проведения единой государственной политики в области госзакупок товаров (работ, услуг), координации выставочной и ярмарочной деятельности в стране, выдачи лицензий на ввоз и вывоз товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами.
На Министерство иностранных дел возлагаются дополнительные задачи и функции по координации развития товаропроводящей сети, а также выставочной и ярмарочной деятельности за рубежом, таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, деятельности по взаимодействию с ВТО. Министерство экономики возьмет на себя функции по координации взаимодействия республиканских органов управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров, по вопросам взаимодействия с ЕЭК.
Указом ликвидируется Республиканский трудовой арбитраж. В этой связи правительству до 1 июля 2013 года необходимо будет обеспечить определение порядка и условий деятельности трудовых арбитражей. Правовой институт трудовых арбитражей, непосредственно разрешающих коллективные трудовые споры, будет сохранен. Кроме того, Совету Министров поручено до 1 мая 2013 года внести на рассмотрение главы государства предложения по повышению уровня материального обеспечения государственных служащих, совместно с Администрацией президента и Государственным секретариатом Совета Безопасности по оптимизации существующей сети дипломатических представительств и консульских учреждений Беларуси.
До 1 июля 2013 года Совету Министров поручено внести предложения по реформированию института нотариата и обеспечить сокращение численности аппаратов концернов. Государственному секретариату Совета Безопасности до 1 июня 2013 года необходимо доложить главе государства об оптимизации структуры и сокращении численности прокурорских работников, работников органов прокуратуры, военных судов и силовых структур.
Руководителям государственных органов, иных государственных организаций поручено до 1 июля 2013 года привести штатные расписания в соответствие с указом и перечнем должностей работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих деятельность государственных органов, не относящихся к государственным должностям, утверждаемым Советом Министров.
Областным, Минскому городскому исполнительным комитетам до 1 июля 2013 года поручается привести свою структуру и обеспечить приведение структуры городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах в соответствие с настоящим указом. Председателям областных исполнительных комитетов необходимо в 2013 году обеспечить оптимизацию количества сельских (поселковых) исполкомов, а также численности их работников.
Кроме того, Совету Министров до 1 января 2014 года необходимо обеспечить оптимизацию системы государственных учреждений, непосредственно подчиненных республиканским органам государственного управления, и сокращение численности работников, финансируемых из бюджета, в целом на 25%. Персональная ответственность за проведение оптимизации численности госслужащих, применение оснований их увольнения возложена на руководителей соответствующих государственных органов, иных государственных организаций. Указанные руководители обязаны принять меры по трудоустройству государственных служащих, подлежащих высвобождению при реализации настоящего указа, с учетом их профессии, квалификации и ранее занимаемой должности, в том числе путем перевода на иную, не связанную с государственной службой, работу.
Указ вступает в силу с 12 апреля 2013 года и предполагает проведение основных процедур по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численность их работников до 1 июля текущего года, сообщает пресс-служба белорусского президента. Недавний визит белорусского лидера в Сингапур, где он, по его же словам, весьма пристрастно ознакомился с опытом проведения реформ, позволяет надеяться, что сингапурский опыт оставил заметный след в душе белорусского главы государства. Даже по минимально политизированным показателям Беларусь занимает очень низкие места в рейтинге качества государственного управления. При этом по двум из трех таких показателей Беларусь находится среди аутсайдеров всего мира, а динамика развития показателей нисходящая. Беларуси необходимы полноценные реформы, которые затронут причины, а не следствия проблем системы госуправления. В первую очередь такие реформы должны быть нацелены на функции органов власти, которые в настоящее время крайне избыточны, часто дублируют друг друга, а также создают многочисленные конфликты интересов. Примером и ориентиром для сегодняшней Беларуси может быть Грузия, система госуправления которой продемонстрировала огромный прогресс.
Ответить