«Реорганизация касается учреждений образования «Брестский государственный лицей швейного производства им Д.М.Карбышева» и «Брестский государственный лицей легкой промышленности» и будет проведена путем присоединения первого к лицею легкой промышленности», — таким было разъяснение. Реорганизацию проведут до нового учебного года. Инициатором ее названо управление образования облисполкома, а необходимость оптимизации объяснена значительным уменьшением количества учеников из школ области, что уже более пяти лет подряд не позволяет комплектовать учреждения профтехобразования области и г.Бреста в соответствии с проектной наполняемостью.
Хронология реорганизации
Еще в марте 2013 года и педагоги, и учащиеся с родителями старейшего в области 65-летнего лицея швейного производства им. Д.М.Карбышева, узнавшие о его возможной реорганизации, забили тревогу и стали обращаться устно и письменно в облисполком – к председателю и его заместителю, в управление образования. Специалисты, посвятившие швейному производству и подготовке кадров всю жизнь, хотели ясности, диалога и стремились быть услышанными. Не получив такой возможности в полной мере, они обратились и в нашу газету.
17 апреля ваш корреспондент побывала в Брестском лицее швейного производства на ул.Карбышева, где выслушала нескольких его представителей – секретаря учебной части Галину Антонюк (37 лет стажа работы в лицее), профсоюзного лидера Людмилу Масленникову (с 1975 года – учащуюся, затем педагога лицея с 35-летним стажем) и других. Далее – их точка зрения на оптимизацию.
День закрытых дверей
В этом году в лицее им. Д.М.Карбышева 5 апреля собирались провести традиционный День открытых дверей для будущих учащихся и их родителей. Объявили об этом местным СМИ, подготовились. А буквально накануне поступил приказ сверху – отменить День открытых дверей! Подчиненные так и сделали.
Однако 5 апреля в лицей все-таки пришли и приехали из глубинки желающие поступить в это старейшее и авторитетное учебное заведение. Понятно, каково было отправлять их восвояси…
Этот инцидент стал последней каплей в массе внутриведомственных отношений коллектива лицея с вышестоящими инстанциями, которые в приказном порядке мотивировали свое решение о реорганизации – читай, закрытии учебного заведения профессионального образования швейников – с благой целью оптимизации.
Аккредитация не отменяет реорганизацию
Тут следует немного углубиться в историю. В конце прошлого 2012 года лицей успешно прошел очередную (раз в 5 лет) аккредитацию, подтвердив свой статус по всем направлениям. А 9 апреля этого года в Минске, в Министерстве образования РБ, заместителю директора лицея Наталье Пашкевич вручили сертификат с поздравлением и пожеланиями «так держать!» еще 5 лет. На ее сообщение о том, что местные власти, по сути, закрывают лицей, в Министерстве сделали вид, что удивлены, – и не более.
Хотя еще в марте грянул первый гром: директор лицея швейников Тамара Ковальчук сообщила коллективу о грядущей реорганизации в связи с оптимизацией. Т.е. без обсуждения с коллективом и профессионалами, отдавшими профобучению всю жизнь. Просто их поставили перед фактом: там, «наверху», решили, там видней…
Не получая внятного ответа на свои аргументы «против», коллектив выступил с открытым письмом, адресовав его Администрации президента Республики Беларусь, Министерству образования Республики Беларусь, администрации области.
Приведем некоторые выдержки из письма.
«…Стоит вопрос расформирования и присоединения к другим учебным заведениям нашего лицея, одного из старейших учебных заведений республики.
Мы все знакомы с программой правительства по оптимизации сети учреждений профтехобразования в рамках реализации третьей государственной программы развития ПТО. Но неужели при решении этих вопросов не требуется самое тщательное изучение всех аспектов проблемы? Мы — однопрофильное учебное заведение, со сложившимся коллективом специалистов-швейников. Наши кадры востребованы …
После закрытия практически всех ателье в городе мы остаемся единственным местом, где пенсионеры и малообеспеченные могут пошить пальто, костюм, платье и др. С нашим расформированием эта возможность для них будет утрачена…
Если вопрос о нашем расформировании назревал давно, то почему коллектив об этом узнал только сейчас? Почему управление образования не попыталось совместно с нашей администрацией решить проблему: ввести новые профессии швейного профиля, организовать на базе лицея обучение для учащихся школ города (типа УПК), да и многое другое? Почему мы должны быть присоединены к другим учебным заведениям, которые на 40 лет моложе нас и готовят кадры только для легкой промышленности массового производства?
Кто, на каком основании разрешил открытие швейных профессий почти в каждом учебном заведении, а теперь пытается расформировать лицей, команды которого являются победителями областных и республиканских конкурсов профмастерства на протяжении десятилетий?..
Создается впечатление, что ликвидацией нашего учебного заведения вышестоящая организация пытается прикрыть негибкость своей политики в вопросе оптимизации, реорганизации или как бы это ни называлось. Мы понимаем, что наше здание, расположенное в самом центре города, привлекает внимание очень многих, кто хочет им завладеть…
Просим еще раз вернуться к изучению вопроса расформирования нашего учебного заведения, попытаться найти другие пути оптимизации, изыскать возможность сохранения учебного заведения с многолетними традициями».
Коллектив работников лицея (всего 54 подписи).
Визиты в лицей
После этого в лицее появились начальник управления образования М.Тихончук, его заместитель А.Жук и руководитель отдела профтехобразования В.Шаповал. С теми, кто был из педагогов (человек 20), провели собрание, на котором наконец более подробно проинформировали о целях и планах реорганизации, о том, что типовое, современное здание лицея легкой промышленности примет всех учащихся и педагогов лицея швейного производства. И его освободившиеся площади станут эффективнее использоваться – так арифметика говорит. Правда, специалисты лицея швейников напомнили, что на выбор места обучения профессии влияют не только современные материальные условия, но и наработанный многолетний имидж учебного заведения, мастерство и опыт его кадров, конкретные специальности, которые пользуются спросом.
Да, в последние годы специальности «швея» обучают во многих профтехучилищах (назовем их по-старому, как они задумывались). Таковы были решения управления образования, когда в Брестском лицее легкой промышленности и в колледже сферы обслуживания появилось дублирующее обучение швейным профессиям.
Однако швея швее рознь. Так, в профильном лицее им. Д.М.Карбышева эта специальность интегрирована со специальностями «закройщик» и «портной», что позволяет выпускникам данного лицея быть готовыми мастерами индивидуального пошива. Подготовка же швей в непрофильных учебных заведениях – это подготовка владеющих одной операцией работников для масспошива, для фабричных производств.
Педагоги-швейники напомнили и о том, что 10 лет назад в системе ПТО области уже проводилась аналогичная оптимизация, когда соединили два училища по подготовке кадров для чулочного комбината и для коврового комбината, чтобы поддержать кадрами легкую промышленность Бреста. Однако затеянная оптимизация привела к тому, что в лицее легкой промышленности тогда было разрешено далее готовить и кадры швейного профиля, и операторов ЭВМ, и агентов по сбыту и снабжению.
Такое распыление профобучения швейному делу по разным учебным заведениям, естественно, способствовало оттоку поступающих в профильный лицей им. Д.М.Карбышева. Но у тех, кому повезло и кто его закончил, есть стопроцентная востребованность. Достаточно сказать, что выпускники этого лицея заказаны предприятиями до 2017 года. Они работают в сотнях частных фирм Бреста – негласной швейной столицы Беларуси. И то, что изделия этих фирм носят от Смоленска до Мурманска, – тоже предмет гордости брестских мастеров. Такой экспорт белорусского швейного производства гораздо патриотичнее, чем импорт китайского и турецкого «блеска».
Что дальше?
Говорят, что на больших площадях лицея швейного производства, чей учебный корпус – архитектурный памятник 1925 года постройки, хотят разместить ресурсный центр Брестского колледжа торговли. Да, сочувствуют коллеги, — четыре раза управленцы меняли месторасположение колледжа торговли, тоже оптимизировали и просчитывали, где ему лучше, какие перспективы у отрасли. Вот теперь в пятый раз улучшат, помогут переподготавливать специалистов торговли. Но ведь ресурсный центр нужен и швейникам – и он возможен на готовой базе швейного производства с наличием высокопрофессиональных кадров.
А еще говорят, что в старых стенах учебного заведения на ул.Карбышева несовременная, недостаточная учебно-материальная база. Однако на 2600 кв.м площади учебного корпуса вполне достаточно мастерских по подготавливаемым профессиям; маловато посадочных мест в учебных кабинетах для обучения в одну смену – так ведь можно и вторую организовать. А есть ведь и здание общежития на территории лицея. В нем размещена также учебно-производственная мастерская. В бытовом корпусе – спортивный и тренажерный, актовый залы, столовая. В административно-хозяйственном корпусе – библиотека с читальным залом. Может, и классам место найдется там же?
Я столь подробно дала мнения и аргументы страдательной стороны потому, что мастера лицея швейников не просто считают арифметически, что один плюс один равно вдвое больше, а изнутри учитывают историю развития, особенности швейного дела, не поддающиеся материальному измерению психологические и эмоциональные стороны процесса оптимизации.
16 апреля в лицее получили ответ на их открытое письмо – от заместителя председателя облисполкома М. Юхимука — в будущем времени: «При принятии решения будут учитываться… При оптимизации будут соблюдены…Об окончательном решении коллективы будут информированы». Меня особенно заинтриговала фраза: «В случае несогласия с данным ответом вы вправе обжаловать его в Министерстве образования Республики Беларусь».
Когда? Ведь именно 16 апреля и было принято решение №242 о реорганизации.
Взгляд «сверху» на оптимизацию
19 апреля я побывала в управлении образования облисполкома у заместителя начальника Александра Жука. Он нашел время для разговора, который, к сожалению, вначале не было разрешено записывать на диктофон.
На вопрос, когда родился план реорганизации лицея швейного производства и других, был ответ: год назад в управлении образования. В его разработке принимали участие руководители и специалисты учебных заведений профтехобразования, они обсуждали план оптимизации на методических советах. А решение принимал собственник – управление образования облисполкома.
Александр Жук назвал цифры: наполняемость лицея швейного производства – менее 60% (как и лицея легкой промышленности). И добавил, что управление образования пыталось поддержать лицей швейников, и там перевыполнили план набора. Однако были приняты в основном выпускники базовых школ, т. е. вчерашние 9-классники, для которых в лицее швейников недостает помещений для общеобразовательного учебного процесса. А в лицее легкой промышленности, который размещается в более современном типовом здании, учебных аудиторий хватит для всех возрастных контингентов. И это повысит эффективность обучения в целом.
Изучалась и перспективная потребность в швейных кадрах, было проведено совещание с представителями швейных организаций г.Бреста. Последние высказались в том смысле, что рабочих кадров швей у них достаточно и они пока не видят большой потребности в притоке новых таких кадров.
На напоминание о том, что на выпускников лицея швейного производства имеется заказ до 2017 года, Александр Жук ответил: «Но мы же не собираемся сокращать набор: он будет осуществляться в тех контрольных цифрах, на которые заключены договоры и которые утверждены государственной программой и согласованы с собственниками».
Спросила я, не повлияет ли отмена Дня открытых дверей на набор, как и долговременная неопределенность судьбы лицея швейного производства.
— День открытых дверей был запланирован в этом учреждении на 25 или 27 апреля, – после уточнения ответил заместитель начальника управления образования. – Поскольку решение о реорганизации было принято в середине апреля, то ранее было бы некорректно проводить профориентационную работу. Теперь коллектив знает, куда он перейдет, где он будет работать, с кем он будет работать и, соответственно, проводить приемную кампанию в установленном порядке. Ведь ориентация идет не на учреждение, а на профессию.
Тут я возразила, что успех набора во многом зависит как раз от имиджа учебного заведения. А он неоспоримо высок у лицея швейников.
По мнению Александра Жука, что касается квалификации мастеров швейного обучения двух лицеев, то «они на равных и не конкуренты друг другу. Это подтверждает и такой критерий оценки работы, как разрядность у выпускников обоих лицеев, а его определяют независимые комиссии из числа заказчиков. Решение о реорганизации принято с учетом пожеланий работников лицея швейников: если переводить – то всем коллективом. Так что в лицей легкой промышленности перейдут и учащиеся, и мастера, и техническая часть, в целях сохранения единства ученического коллектива, ради детей, ради дела».
Тут и у работников лицея, и у любого мыслящего человека возникает вопрос: останутся ли дублирующие должности администрации, бухгалтерии да и педагогов? Ответа пока нет…
Ответить