Другой вопрос – какой ценой, чего это им стоило? Очень бы хотелось взглянуть на лицо этого человека. Но увы, мы так и не нашли фотографии народного комиссара и персонального пенсионера. А вдруг кому-то из родственников Виктора Константиновича попадется на глаза публикация «Фамильного древа Брестчины», как было уж не раз, и они поделятся с нами фото из домашнего архива. И у нас будет шанс вернуться к этому небольшому жизнеописанию.
Из крестьянской семьи – в революцию
Настоящее имя нашего героя, родившегося 21 сентября 1898 года в деревне Повитье Брестского уезда (ныне – Кобринского района), Дмитрий Ксенофонтович Савчук. В послужном формуляре сказано: «Русский. Из крестьянской семьи». Когда грянула революция, крестьянскому сыну было девятнадцать лет. Идеи по глобальному переустройству мира принял, видимо, настолько близко к сердцу, что начал с себя. В новый мир въезжал на боевом коне уже не Дмитрий Ксенофонтович Савчук, а Виктор Константинович Львов. Прошел, так сказать, обряд инициации. В августе 1918 года вступил в партию большевиков.
Воевал на фронтах гражданской войны. Командовал взводом, затем ротой. Уже после того как советская власть безоговорочно и бесповоротно установилась на территории всей бывшей империи, оказался в Средней Азии, в 1926 году окончил Объединенную военную школу имени В.И. Ленина в Ташкенте.
Ближайшие четыре года прошли, видимо, там же, на южных рубежах Страны Советов. Сначала был помощником начальника штаба полка по оперативной части, а затем – адъютантом начальника Управления пограничной охраны и войск ОГПУ.
Из военных в студенты
То есть, шел молодой человек, что называется, в гору. Интересно, что подвигло заматерелого воина резко изменить жизнь, пересесть, так сказать, с боевого коня своего за студенческую скамью? Жажда знаний? Жажда скорейшего построения самого справедливого в мире общества? Так или иначе, в 1929 году бывший адъютант поступает в Ленинградский горный институт, а затем учится в Ленинградском индустриальном институте, который и оканчивает в 1933 году со специальностью инженер-металлург. И то верно, коллективизация проведена «блестяще», так что у некоторых пошло «головокружение от успехов», и страна с этим недугом пересаживалась с биологического коня на железного.
«Путиловец»
Где было начинать бывшему бойцу за революцию свою трудовую деятельность как не на Путиловском заводе, имевшем славные революционные традиции. К тому времени завод носил, конечно же, имя «Красный путиловец» и был полностью подчинен одной завораживающей воображение идее – индустриализации. Завод выпускал трактора, паровозы и вагоны, двигатели, легированную и нержавеющую сталь и прокат сложных профилей, железнодорожные краны и проходческие щиты для строительства метрополитена, а также военную технику – танки Т-28 и артиллерийские орудия. В том же 1933 году на «Красном путиловце» выпустили советский экспериментальный легковой автомобиль Л-1, который был практически точной копией американского «Бьюика 39-20». Так что, как говорится, планов громадье. Да, нужно напомнить, что после убийства Кирова завод был переименован в «Кировский». Виктор Львов и здесь быстро идет в гору. Есть такие люди, в народе их называют «пробивные» – все им по плечу, с любой поставленной задачей они справляются. Начав помощником мастера, он за короткий срок, менее года, вырос до начальника цеха. А поскольку был, что называется, «боевой, наш, проверенный товарищ», его с легкостью отправили на стажировку в мир чистогана – в Бельгию, перенимать передовой опыт.
По возвращении карьерный рост пошел еще быстрее: начальник мартеновского цеха, главный металлург завода, секретарь партийного комитета завода. В январе 1938 года Виктора Константиновича Львова назначают директором завода.
Конечно, как и везде по всей стране, шли проработки, искали и находили «врагов народа». Как он себя чувствовал, что происходило в душе толкового и грамотного специалиста? Думается, находясь некоторое время на посту секретаря партийной организации, невозможно было не то чтобы отклониться, но просто воздержаться от «генеральной линии партии».
Народный комиссар машиностроения
Народный комиссариат тяжелого машиностроения был образован в 1932 году и возглавлял его до своего самоубийства Орджоникидзе. Затем недолгое время руководил машиностроением СССР латвиец Межлаук, который был объявлен «врагом народа» и казнен. По оценке Хрущева, кстати, «крупнейший экономист и организатор, лучший руководитель Госплана после Куйбышева». В 1937-м из комиссариата тяжелого машиностроения в отдельную структуру был выведен комиссариат машиностроения. Вот его и возглавил уроженец деревни Повитье Виктор Константинович Львов в 1938 году. Предшественник его на этом посту, Брускин, тоже был репрессирован. Интересно, с какими мыслями и чувствами Виктор Константинович согласился руководить машиностроением? Но так высоко судьба вознесла его лишь на короткий отрезок времени. Через год комиссариат расформировали и переподчинили. Частая тогдашняя практика.
Вновь директор и персональный пенсионер
Каково это – быть на одной из высших ступеней пирамиды власти и оказаться, пусть и не в подвале Лубянки, но руководителем среднего звена? Наверное, тяжело. Но учитывая то, что происходило со многими другими, можно сказать, что все сложилось для нашего героя хорошо. Во время войны был директором вооруженных заводов, после войны его отправили уполномоченным министерства транспортного машиностроения в Германию. По возвращении до выхода на пенсию в 1959 году успел подиректорствовать на ряде предприятий Москвы. В знаковый для страны 1937 год у него родился сын Владимир, который впоследствии стал переводчиком и литературным критиком, являлся членом Союза писателей.
Скончался Виктор Константинович Львов 25 декабря 1976 года.
Ответить