Предварительный вариант этого доклада размещен на сайте Европарламента и в дальнейшем будет рассматриваться на одной из сессий ЕП. И хоть Палецкис в своем докладе чистосердечно отмечает тот факт, что свободные и честные выборы не проводились в Беларуси с 1994 года, тем не менее он выразительно подчеркнул то обстоятельство, что в 2008-2010 годах наблюдалось положительное развитие отношений между Беларусью и Евросоюзом. Однако оно было прервано после жестокого разгона мирной акции протеста 19 декабря 2010 года, по окончании президентских выборов.
Вступив на широкую стезю полной беспристрастности, автор доклада добросовестно отмечает, что принятые поправки в белорусское законодательство «позволяют дальнейшие репрессии против гражданского общества, в том числе против правозащитников, независимых СМИ и адвокатов». В то же время он подчеркивает ту конструктивную и вдохновляющую мысль, что «в 2012 году было заметно улучшение ситуации с правами человека».
Вместе с тем Юстас Палецкис рекомендует использовать предстоящее председательство Литвы в ЕС (с 1 июля) и саммит «Восточного партнерства» в Вильнюсе осенью 2013 года «как уникальную возможность для улучшения отношений с Беларусью, в том числе для перезагрузки политического диалога, в частности, для проведения демократических реформ, уважения верховенства закона, прав человека и фундаментальных свобод». Звучит, конечно, довольно красиво и оптимистично, вопрос лишь в том, насколько реальна в плоскости реализации окажется мысль господина докладчика.
Он также рекомендует рассмотреть «приостановку санкций ЕС в отношении ключевых белорусских чиновников для расширения необходимых дипломатических каналов коммуникации с Беларусью с учетом проведения саммита «Восточного партнерства». Автор доклада также считает необходимым подготовить стратегическую дорожную карту для Беларуси, в которой будут содержаться предложения по приоритетным реформам в нашей стране и предложения по активизации политического диалога. По мнению чиновного европарламентария, в дальнейшем это «может привести к возобновлению переговоров по новому всеобъемлющему соглашению». В данной карте также должны содержаться предложения по возобновлению межпарламентских связей в рамках Евронеста, убежден Палецкис.
Он рекомендует активизировать контакты с белорусскими чиновниками для повышения их «открытости в отношении ЕС и усиления сотрудничества между Беларусью и Евросоюзом». Кроме того, говорится в докладе, необходимо поощрить белорусские власти к полноценному участию в программе «Диалог о модернизации», направленной на развитие конкурентной экономики, плюрализма в области верховенства закона. По мнению Палецкиса, следует также поощрять и гражданское общество, и политическую оппозицию Беларуси в связи с их участием в «Диалоге о модернизации» и в дальнейшем поддерживать это, в том числе и через финансовую помощь.
Докладчик считает необходимым для ЕС предусмотреть все возможные политические варианты, чтобы их гарантировать:
— проведение Беларусью реформирования избирательного законодательства в соответствии с рекомендациями Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ;
— снятие ограничений в отношении демократической оппозиции;
— полную модернизацию судебной системы в соответствии с международными стандартами;
— работу над вопросом отмены смертной казни;
— реформирование Уголовного кодекса, в частности, отмену статьи 193.1(деятельность от имени незарегистрированной организации);
— разрешение доступа представителей соответствующих международных организаций в белорусские тюрьмы;
— устранение всех препятствий для регистрации неправительственных организаций;
— гарантия свободы СМИ и равного к ним доступа граждан;
— создание независимого института обудсмена;
— создание равных возможностей, в том числе отсутствие дискриминации для всех меньшинств.
Палецкис рекомендует использовать конструктивный технический диалог между ЕС и Беларусью по макроэкономическому развитию и финансовым вопросам для достижения реальной приверженности Беларуси к постепенным макроэкономическим и структурным реформам, включая приватизацию госпредприятий, либерализацию ценовой, торговой и банковской систем, а также борьбу с коррупцией.
Как отмечается в докладе, Беларуси следует выполнять рекомендации Международной организации труда, в том числе по свободе ассоциаций, регистрации и деятельности независимых профсоюзов. Палецкис (наверняка памятуя о Чернобыльской аварии) также рекомендует призвать белорусские власти использовать самые высокие стандарты безопасности при строительстве АЭС. Он рекомендует ЕС увеличить техническую и финансовую поддержку гражданского общества, НПО, независимых СМИ, правозащитников и профсоюзов Беларуси. Рекомендовано также в одностороннем порядке облегчить процедуры выдачи виз и снизить их стоимость с нынешних 60 евро до уровня, приемлемого для граждан Беларуси.
Белорусский МИД выразил надежду на то, что доклад евродепутата Палецкиса по Беларуси поможет активизировать диалог между Минском и Брюсселем. А вот разноликая белорусская оппозиция, как и следовало ожидать, встретила доклад еврочиновника дружным и категорическим «фэ», а ряд политологов, практикующих в близкой к оппозиции плоскости, по сути дела единогласно подверг его анафеме. Прежде всего потому, что считают выводы Юстаса Палецкиса, изложенные в его докладе, не просто спорными, а вполне обоснованно вызвавшими настоящий шквал возмущения со стороны правозащитников и политической оппозиции.
Политолог Павел Усов так пояснил создавшуюся ситуацию: «Это, скорее, усиленное желание не видеть очевидного. Стремление любой ценой запустить диалог с режимом, в том числе и ценой демократии и прав человека в Беларуси. В целом ситуация с правами человека, начиная с 1994 года, постоянно ухудшается, и исправляться она начнет только после смены политического режима. Когда-то один известный политик сказал: «Нет человека — нет проблем», — а в словах Палецкиса кроется новая формулировка политической реальности: «нет прав человека — нет с ними проблем». Если господин евродепутат считает улучшением ситуации с правами человека тот факт, что после судов за Площадь-2010 в Беларуси не появилось ни одного политического заключенного, кроме тех, кто уже сидит в тюрьме, то такой подход выглядит, по крайней мере, странным».
0 комментариев
Anonymous User
25.06.2013 в 21:31