В Беларуси 5,8 миллиона работников содержат 2,5 миллиона пенсионеров. Если в 2012-м году на 100 работающих приходилось 57 пенсионеров, то в 2020-м сто трудящихся должны будут обеспечивать выплаты 67 пенсионерам. А уже в 2014-м году профицит бюджета пенсионного фонда сменится структурным дефицитом.
С чего нужно начинать пенсионную реформу? Чей опыт ближе Беларуси? И почему белорусские власти не воспользуются возможностями «Европейского диалога о модернизации для Беларуси» для проведения перезревших реформ? Эти вопросы адресованы кандидату экономических наук Леониду Злотникову.
— Численность экономически активного населения с 4,5 миллиона человек снизится по прогнозу до 3,5 миллиона (в 2040-м году). Источник пенсий — это экономически активное население, средства которого поступают в Фонд социальной защиты населения. Так называемая «солидарность поколений»: работающее поколение сбрасывается, а cобранная сумма делится между ветеранами. Падает количество экономически активного общества — сокращаются поступления в Фонд соцзащиты (ФСЗН), — говорит экономист. — Проще говоря, скоро некому будет кормить пенсионеров, количество которых возрастает. Скоро денег не хватит, чтобы обеспечить существующий уровень пенсий, который должен составлять 40% от средней зарплаты. Автоматически возрастает коэффициент демографической нагрузки: сегодня примерно двое работающих кормят одного пенсионера, а в 2040 году — эта пропорция составит 1,3:1. Чувствуете угрозу?
— ФСЗН оказался на грани коллапса, который страна может ощутить уже в 2014-м году. Один из путей, который позволяет его избежать, — увеличение налогов на трудящихся и бизнес…
— Наш налог на отчисления в ФСЗН — самый высокий в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве: в Беларуси он составляет около 35% от фонда зарплаты, а в Казахстане 10-15%. Слишком высокий налог порождает дороговизну нашей продукции. Сейчас Россия вступила в ВТО, и конкуренция растет. Об этом знают уже все.
— Что нужно делать?
— Менять пенсионную формулу. Можно сохранить сегодняшнюю «солидарность поколений» или пойти по пути Польши, которая ввела еще и накопительную часть. Надо сразу вывести пенсионный фонд из ФСЗН, где свалено всё в кучу: и пособия по беременности, и на детей, и многие другие выплаты. Система не стимулирует людей к работе, поскольку пенсия рядовых граждан практически не зависит от зарплаты. Нужно постепенно, на протяжении 10-15 лет, вводить стимулы, каждый год добавляя в пенсионную формулу изменения: кто больше внес в пенсионный фонд, тот получает большую пенсию. Сейчас это сделать невозможно.
— Самые большие зарплаты в Минске, самые маленькие — на Брестчине. Можно ли сделать так, чтобы пенсионер из Минска и человек, к примеру, всю жизнь проработавший на «Пинскдреве», получали пенсии по справедливости? Сколько заработал — столько получил?
— Принцип «кто больше внес в пенсионный фонд, тот получает больше» должен работать, если мы его принимаем. В столице более высокие зарплаты, чем в регионах, поэтому минский пенсионер будет получать большую пенсию — здесь жизнь дороже. На Западе пенсионеры уезжают из крупных городов в маленькие и спокойно живут, но у нас это не принято. Надо поставить выплату пенсий в зависимость от взносов — это первый и самый минимальный шаг на пути реформирования пенсионной системы.
— Но есть еще один из вариантов — увеличение пенсионного возраста. Реально ли сделать это у нас?
— Лет десять назад Всемирный банк предложил постепенно довести пенсионный возраст для женщин до 60-ти лет, а для мужчин до 63-х лет. Во многих странах так и сделали. Женщинам можно увеличить пенсионный возраст, потому что средняя продолжительность жизни у женщин составляет 75 лет. А что делать с мужчинами, у которых средняя продолжительность жизни 64 года? В общем, никуда от этого не деться.
— Когда дело дойдет до реальной реформы?
— Ее можно начинать при условии экономического роста. Вычленить пенсионный фонд из ФСЗН и потихоньку воплощать в жизнь формулу: кто больше положил, тот больше получает. Но это медленный процесс, потому что экономического роста нет, а в условиях нестабильности и недоверия говорить о реформировании пенсионной системы рано. В Казахстане в 90-е годы сразу провели мощнейшую реформу, в том числе ввели накопительную часть пенсии. Казахстан нашел миллиарды долларов, но ведь по уровню бизнес-климата Казахстан на 52-м месте, а Беларусь — на 130-м.
— Говорят, найти деньги под реформы не так и сложно. Почему бы властям не воспользоваться возможностями «Европейского диалога о модернизации для Беларуси»? Или того же Всемирного банка?
— Наши специалисты (в том числе из министерств и ведомств) прошли стажировку за рубежом и тоже знают, что делать. Но патерналистская социальная модель рубит все на корню. Надо уйти от положения, когда батька-президент «нас всем обеспечивает»… Пора понять: да, привычная белорусам картина красива, греет душу, но — экономически неэффективна. Для начала нужно перейти на модель социальных отношений и оказания социальных услуг (образования, здравоохранения) во всех сферах, где сегодня задействовано государство. Если этого не произойдет, все остальное — пустой разговор. Пока страной правит нынешняя власть, здесь ничего не изменится.
Cемен КУТКОВЕЦ (www.sn-plus.com)
Ответить