14 июня глава Администрации президента Андрей Кобяков на совещании главы государства с рабочей группой по проблемным вопросам строительной отрасли обвинил эту отрасль в непрозрачно и необоснованно завышенном ценообразовании. По убеждению этого воеводы президентской рати, разработка новых нормативов определения стоимости строительства, то есть норматива расходов в натуральном выражении, отстает от практического внедрения новых технологий и материалов. В отрасли до сих пор пользуются устаревшими нормативами, фактически наобум Лазаря применяя к ним разнообразные повышающие коэффициенты. Именно в результате этого «творчества» ценообразование становится непрозрачным и необоснованным.
«Действующие нормативы по определению стоимости оборудования устарели и давно не пересматривались, хоть само оборудование постоянно совершенствуется и упрощаются способы его монтажа. Это приводит к скрытому удорожанию стоимости строительства объектов», — убежден Кобяков.
Кроме того, завышаются объемы и стоимость выполнения строительно-монтажных работ. Подрядчики во многих случаях неэффективно и с нарушением законодательства используют бюджетные средства. Так, в 2012 году в Брестской области установлено завышение строящихся с привлечением льготных кредитов 22 жилых домов на сумму 1,6 миллиарда белорусских рублей, в Могилевской области – 23 домов на сумму 4,15 миллиарда, в Гродненской области – 22 жилых домов на сумму более 1,5 миллиарда. При себестоимости 1 кв. м жилья в Минске 550-650 долларов, застройщики с помощью частных посредников реализуют его за $1300, получая сверхприбыли.
Еще одной проблемой является несоблюдение нормативных сроков строительства объектов. На 1 апреля 2013 года в незавершенном строительстве находилось 2126 жилых домов, из которых 715, или более 33%, — с превышением нормативных сроков строительства. Это в свою очередь является одним из основных факторов увеличения стоимости жилья. Андрей Кобяков привел несколько красноречивых примеров. В Витебске все 15 введенных в эксплуатацию в 2012 году многоквартирных жилых домов, более 80% общей площади которых предназначены для нуждающихся в улучшении жилищных условий, возведены с нарушением нормативных сроков строительства от 3 до17 месяцев.
На начало текущего года в Минске с превышением нормативных сроков строились 52 объекта жилищного строительства. В Гомеле 16 из 17 многоквартирных жилых домов, принятых в эксплуатацию в 2012 году, построены с превышением нормативных сроков от 1 до 32 месяцев. В Могилевской области по состоянию на начало текущего года с превышением норм продолжительности строительства возводился 41 жилой дом, или 36% от общего количества незавершенного строительства объектов жилья.
Вместе с тем, Андрей Кобяков констатирует низкое качество отечественного строительства. По его словам, за 2012 год органами государственного строительного надзора на объектах жилищного строительства выявлено 32,4 тысячи дефектов и нарушений строительных норм и правил. Более 1 тысячи должностных лиц привлечены к ответственности. «Однако проблема как была, так по большому счету пока в лучшую сторону и не меняется», — констатировал Кобяков. Он подчеркнул, что остается значительным количество письменных обращений граждан и юридических лиц по качеству строительства, поступающих в исполкомы, Комитет госконтроля, Администрацию президента. Только за 2012 год в Администрацию президента поступило 74 таких обращения.
Еще одним недостатком строительной отрасли является формальное выполнение технадзором и госстройнадзором своих функций. «Эти организации интересует лишь выполнение технических условий, а не фактический объем использованных материалов и выполненных работ», — уличал строителей Кобяков. Более того, имеется информация, что в каждое посещение осуществляющему технадзор госинспектору застройщик выплачивает 100-200 долларов США, а при сдаче объекта в эксплуатацию инспектору госстройнадзора — от 3 тысяч до 5 тысяч долларов США.
Вместе с тем главный столоначальник белорусского президента обратил всеобщее внимание на несостоятельность УКСов местных исполкомов. Рост стоимости 1 квадратного метра жилых помещений по причине срыва нормативных сроков местные власти объясняют нехваткой строителей, вызванной их якобы низкой заработной платой по сравнению с заработками в России.
Вместе с тем проверки Комитета госконтроля показали, что значительный вклад в создание этой проблемы внесли несостоятельные УКСы, прежде всего административных районов Минска, для которых характерна высокая текучесть кадров и их низкий профессиональный уровень при том, что средняя зарплата их работников достигает 10 миллионов белорусских рублей. Кобяков отметил, что строительная отрасль является одной из самых подверженных коррупционным рискам. «В сфере строительства существует теневая система откатов практически на каждом его этапе, а также круговая порука», — бесспорно, парень хорошо знает, что говорит.
По словам Кобякова, в ходе проектно-изыскательских работ под будущие объекты имеют место факты обналичивания денежных средств. Так, в конце мая 2013 года возбужден ряд уголовных дел в отношении группы лиц, проходящих по так называемому делу проектировщиков. «По материалам проходят более 50 проектировщиков, обратившихся к услугам так называемых финансистов – это держатели подставных фирм, официально именуемых проектными организациями. Всего благодаря «финансистам» в теневой оборот за 2009-2012 годы выведено 18,3 миллиарда белорусских рублей в виде проведенных незаконных финансовых операций по счетам подставных фирм. Рынок проектных, сметных, изыскательских работ все больше скатывается в теневую сферу, а структурирование задач его участников приобретает ярко выраженные черты преступных организаций», — негодующе разносил в хвост и гриву этот государев человек моих недавних коллег-изыскателей.
Он подчеркнул, что на всех этапах строительного процесса буйным махровым цветом процветает бюрократия. С момента утверждения акта выбора земельного участка до выдачи разрешения госстройнадзором может пройти до двух лет, что негативно отражается на себестоимости строительства, а также формирует дополнительные коррупционные риски. Недостаточная работа проводится в Минском горисполкоме с частными инвесторами, которые получили от государства преференции, но не выполняют взятые на себя обязательства.
«Ситуация в строительстве не просто настораживает, а складывается критической. И не только потому, что у строителей недостаточные объемы, вопрос о том, что какое направление ни возьми – в строительстве полный обвал, начиная от неудовлетворенности граждан сроками, качеством и стоимостью строительства и заканчивая той коррупцией, в которой погрязла вся отрасль», — признал Александр Лукашенко.
«Я специально подчеркиваю проблемы строительной отросли в Минске. Отсюда все начинается. И Минск нужно встряхнуть так, чтобы больше никому не повадно было работать плохо», — поставил боевую задачу своим боярам и воеводам наш глава государства.
Ответить