А в городе над Бугом у него остался одноэтажный родительский дом по ул. Тришинской, что на Киевке, куда он, будучи уже на пенсии, по зову души наезжает каждые полгода.
Здесь корреспондент «БК» и встретился со старым знакомым. Годы летят, как-никак ему уже стукнуло 65. Но в мужчине с густой копной волос, где уже пробилась седина, угадываются черты того Валика, которого знали и любили в 70-90-е годы. И характер тот же, при прежней деликатности.
Он приветливо встретил меня за металлической калиткой, показал ухоженный огород, где по традиции посадил рассаду минских помидоров, лук и чеснок. Здесь Валентин как будто возвращается в свою молодость:
— Ещё в 60-е годы, когда телевидение было в диковинку, мой отец, бывший партизан, дошедший до Берлина, одним из первых на нашей улице купил телевизор и всегда ставил его на подоконник, чтобы не только домашние, но и соседи, усевшись на скамейку и табуретки в палисаднике, могли смотреть передачи. Я тогда и думать не мог, что на 37 лет придётся связать свою судьбу с телевидением.
Старт с Брестской студии ТВ
— Я пришёл на Брестское телевидение в 1966 году, когда учился на третьем курсе Брестского железнодорожного техникума – на отделении путевого хозяйства. Помню: был на летней практике, где жили в вагончиках, делали бесстыковой путь.
Но меня всегда тянуло к художественной литературе, к сцене. В техникуме я занимался в драмкружке, был ведущим концертов. Драмкружок у нас вела Вера Верецкая, жена Заслуженного артиста БССР Алексея Самарова. Потом кто-то пригласил попробовать себя в качестве диктора на областном радио, где проработал два-три месяца. Будучи тогда председателем облтелерадиокомитета Ольга Панкова предложила мне вести новости на Брестской студии телевидения, где я и остался, закончив заочное отделение техникума.
То было светлое время: цели ясны, задачи определены. Как сейчас помню режиссёра молодёжной редакции Веру Прошкуратову, выпускницу Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, которая сыграла неоценимую роль для становления меня как диктора, редакторов Лилию Семенович, Виктора Сухорукова, Галину Бирулю, режиссеров Нину Морозову, Анатолия Малиновского, телеоператора Фёдора Коляду, кинооператора Иосифа Пронько… Мы тогда выпускали “живьём” в прямом эфире “Панараму навін”, готовили передачи «Телевизионное молодёжное обозрение», телеконкурс «Комсомольский меридиан».
После передачи «Телевизионное молодёжное обозрение» (1969 год): стоят Валентин Аксентюк (третий справа), слева от него — Лиля Семенович, справа – диктор Рита Хлиманкова, вторая справа — Тася Смирнова; сидят Федор Коляда (второй слева), справа от него — Вера Прошкуратова
В двухгодичном перерыве была служба в армии – освобождённым секретарём комсомольской организации отдельного батальона истребителей танков БВО, где мне, сержанту, пришлось обучать офицеров-политработников. После чего снова вернулся на Брестскую студию ТВ.
Часто выходил с передачами в эфир Белорусского телевидения. Видимо, там меня заметили, и в 1978 году пригласили в Минск на постоянную работу диктором БТ. Руководителем дикторской группы тогда была Народная артистка Беларуси Зинаида Бондаренко. Работал с такими мастерами слова, как Тамара Бастун, Владимир Шелихин, Владимир Ярков, Элеонора Давыдовская, Екатерина Нестерович, Вера Ропот. Не только читал новости, но и участвовал в больших тематических передачах. Постепенно стал диктором высшей категории. За выступления на концертах Белгосфилармония тарифицировала меня как артиста разговорного жанра высшей категории.
«Работа святее святого…»
О минском периоде работы Валентина Аксентюка есть воспоминания в Интернете его партнерши по программе «Панарама навiн» Веры Ропот:
«У Валентина удивительная память! А еще он – великий импровизатор. Для него работа была святее святого, и он абсолютно не боялся камеры. Он закончил журфак, за него никто никогда из редакторов не писал тексты: все делал сам и очень грамотно. Ему достаточно было один раз прочитать текст «Панарамы» и всё – он уже знал его наизусть. А еще он был классным партнёром, с ним было очень легко работать. У Валентина было развито чувство такта, и думал он, скорее, не о себе, а о том, как красиво выставить партнера и не подвести его».
Пять раз его посылали в Москву – на одномесячные курсы повышения квалификации Гостелерадио СССР, которыми тогда руководил диктор №1 ЦТ Игорь Кирилов. Учила дикторов, съехавшихся из всех республик Союза, и Анна Шатилова. Они досконально изучали технику речи, сценическое движение. Профессионализм Аксентюка был настолько востребован, что 31 декабря 2001 года он провёл открытие Дворца Республики в Минске, одного из главных символов современной Беларуси.
Но потом судьба преподнесла ему крутой поворот. Когда поменялась власть, Валентину вдруг припомнили, что на первых президентских выборах популярному диктору БТ пришлось читать тексты, в которых кое-кого критиковали. Тексты, естественно, были написаны не им, а редакторами БТ. Это аукнулось: он попал в разряд «неугодных», объём работы В.Аксентюку потихоньку сокращали, а в 2003 году, в 55 лет творческой зрелости, его перевели на Белорусское радио. Там он продержался всего три месяца и однажды в студии текст выпал из его рук. Не выдержав нервного напряжения, он получил инсульт. Полгода провалялся в больницах, получил инвалидность II группы, пенсию к ней и вынужден был уйти с работы.
Озвучил полторы тысяч книг!
Но сидеть без дела диктор-профи не смог. Уже десять лет он озвучивает в минской фирме «Звукотэкс» художественную литературу для инвалидов по зрению БелТИЗ. По его словам, за эти годы начитал уже более полутора тысяч аудиокниг, которые можно слушать и скачивать в Интернете – от детективов Незнанского и Акунина, боевиков Короткова и Воронина до исторических романов Пикуля и Бакланова, классики Паустовского, Германа, Проскурина и Шукшина. Работа, скажем прямо, нелегкая: время звучания некоторых из них достигает полутора-двух десятков часов, как например, исторический роман Валентина Пикуля «Деньги тоже стреляют» – 19 часов 12 минут, а роман Марии Семёновой «Викинги» – 24 часа 14 минут! Поэтому пиходится начитывать по частям – по 4 часа в день. Но Валентин в хорошем смысле слова трудоголик и бросать это дело не собирается. А в декабре прошлого года Аксентюк тряхнул стариной: во Дворце спорта в Минске в составе группы известных артистов и коллег по БТ провёл концерт-ретро, посвящённый советской и белорусской эстраде прошлых лет. Там он встретился со своим земляком, композитором Эдуардом Ханком, который называл его не иначе как «мэтр».
От пусто до густо
В нынешний приезд в Брест Аксентюка ожидал неприятный казус: он вдруг оказался, как на необитаемом острове:
— У меня перестали идти все телевизионные программы, а ещё в прошлом году их было аж 17, которые принимал на индивидуальную антенну, установленную на крыше. Тогда шли социальные программы, каналы «Культура», «Дом кино» и другие, и никаких претензий не было. Пришлось лезть на крышу, где проверил антенну и подсоединения к ней: всё нормально! Так и не разобрался, в чём дело. Может, за год наш домик, окружённый многоэтажками, попал в «зону неуверенного приёма»?
От своей соседки Валентин узнал, что есть интерактивное телевидение – пакет телевизионных программ ZALA, который транслируется с помощью домашнего телефона. В конце апреля он пошёл в брестский филиал «Белтелеком». В фойе одна из работниц, которые отвечают на все вопросы, посоветовала для оказания этой услуги поменять номер телефона. Он и написал заявление о замене номера. В мае ему пришёл ответ из Брестского филиала «Белтелеком», что «техническая возможность замены телефона, к сожалению, отсутствует».
Тогда В.Аксентюк обратился в фирму, которая занимается кабельным телевидением, и там его ждало разочарование: пока обеспечиваем им только многоквартирные, а не индивидуальные дома.
Но Валентин не отчаялся и пошёл в ЧПТУП «Премьер», которое специализируется на спутниковом телевидении – и ему сразу предложили несколько пакетов программ. Специалисты пришли на дом и установили за определённую плату две «тарелки». Сейчас они транслируют вместо прежних 17 до 300 телепрограмм с пяти спутников. Было пусто, стало густо! Но, увы, передачи Брестского телевидения он так и не может смотреть.
При этом, слава Богу, не испытал никаких заморочек с разрешением местных властей, проектом, установкой спутниковых телеантенн, приёмной комиссией, регистрацией, которые сулит майское правительственное постановление «О некоторых вопросах переустройства и перепланировки, установки на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и иных конструкций, а также реконструкции жилых домов». Наверное, потому, что это постановление не касается частных домов.
Интуиция – зерно телевидения
Интересно, как диктор высшей категории оценивает сегодня творческий уровень своих нынешних коллег и ведущих на ОНТ, БТ-1, БТ-2? «Когда я смотрю на них, у меня возникает такое чувство, как будто они с другой планеты, — вздыхает Валентин. — Нынешнее телевидение «пахнет» клубом и художественной самодеятельностью: ошибки в произношении, интонационная неряшливость, банальные неподготовленные вопросы. А ведь настоящее телевидение – это интуиция, которая даёт возможность почувствовать собеседника и расположить его к общению».
На прощание, как бы в подтверждение того, что он нашёл в озвучивании книг стоящее дело, Валентин прочитал наизусть своим баритоном с выражением отрывок из чеховского рассказа «Неосторожность»: «Стрижин ведет жизнь трезвую и регулярную, выражение лица у него душеспасительное, книжки он читает только духовно-нравственные, но на крестинах от радости, что Любовь Спиридоновна благополучно разрешилась от бремени, он позволил себе выпить четыре рюмки водки и стакан вина, напоминавшего своим вкусом что-то среднее между уксусом и касторовым маслом. Горячие же напитки подобны морской воде или славе: чем больше пьешь, тем сильнее жаждешь… И теперь, раздеваясь, Стрижин чувствовал непреодолимое желание выпить. «У Дашеньки, кажется, есть водка в шкапу, в правом углу, — думал он. — Если я выпью одну рюмку, то она не заметит…».
Что скажешь после этого? Талант и преданность делу не купишь, не возьмёшь взаймы и не пропьёшь. Они или заработаны, или их нет…
Благодаря «тарелке», наконец-то в доме Валентина Аксентюка загорелся «голубой экран»
Юрий ШАПРАН (фото автора)
0 комментариев
Цапков Валерий
22.07.2013 в 10:17