В жизни всё не так, как в законе
Гражданское общество — добровольное объединение людей, в которое они инвестируют либо свои средства, либо время, либо труд и активность. Они сами ставят перед собой цели и достигают их за счет собственных усилий. Так характеризует деятельность гражданского общества директор Центра европейской трансформации, политолог Андрей Егоров. «Для развития гражданского общества важен ряд условий: возможность объединения граждан, финансовые инвестиции в их деятельность, свобода слова. И на уровне Конституции сегодня в Беларуси все эти условия гарантированы. Да и законодательство в большей или меньшей степени позволяет гражданам объединяться, — отмечает политолог. — А вот когда дело доходит до исполнения законов, всё выглядит несколько иначе: с возможностями объединения все не так гладко, а с инвестициями в деятельность еще хуже».
Из очевидных ограничений, которые препятствуют развитию гражданского общества, эксперт называет контроль над финансированием: возможности спонсорства, благотворительной деятельности, международной помощи существенно затруднены. Частный бизнес практически не может оказывать финансовую помощь третьему сектору. Ограничивает свободу деятельности и система регистрации организаций. «Даже группа людей, которая регулярно собирается выпить пива, де-факто подпадает под статью о деятельности от имени незарегистрированной организации», — поясняет Андрей Егоров.
Да и сама система регистрации осложнена до предела. «Принцип регистрации должен быть заявительным, — считает политолог. — Это когда организация объявляет о начале своей деятельности, автоматически получает разрешение и дальше, если она не нарушает действующего законодательства, спокойно работает».
Никаких преференций — просто не мешать
Какие изменения могут содействовать развитию гражданского общества в нашей стране? Начинать следует со снятия ограничений на гражданскую деятельность, считает руководитель Ассоциации неправительственных организаций Беларуси Сергей Мацкевич:
— Нужно, чтобы общественные инициативы сами выбирали, в какой форме им работать. Например, хочешь иметь доступ к государственным программам — регистрируйся. Нет — работай без регистрации.
Исключить из законодательства ответственность за деятельность от имени незарегистрированной организации, по мнению представителей гражданского общества, просто необходимо. Равно как и создать структурам третьего сектора одинаковые условия с субъектами хозяйствования. При этом эксперты убеждены: никаких специальных преференций для развития гражданского общества в стране не требуется. Достаточно было бы просто убрать существующие ограничения.
А за что его любить?
Пока государственные органы в Беларуси считают деятельность организаций третьего сектора опасной для себя. «Государство хочет все контролировать, — говорит Сергей Мацкевич. — А то, что не находится под контролем, считается вредным». Власть не возражает, если некая экологическая организация проведет уборку в каком-нибудь парке. Но она возмутится, если те же экологи будут выступать против вырубки этого же парка.
— Гражданское общество мешает власти, поскольку стремится самостоятельно управлять какими-то сферами жизни общества, решать какие-то задачи безо всякого участия государства, — считает Андрей Егоров. — Возникает противостояние, поскольку государство стремится вытеснить из процесса все группы, способные добиваться каких-то решений.
Но организации гражданского общества во многих странах как раз таки обучают, помогают и предотвращают негативные последствия социального неравенства, предлагают и внедряют инновационные решения. Отказываться от услуг гражданского общества для государства — слишком поспешное и стратегически невыгодное решение. Третий сектор содействует и формированию лидеров, что тоже немаловажно для нашей страны: ведь активных людей не хватает.
Почему не вместе?
В третьем секторе немало своих проблем. Одна из ключевых (присущих, впрочем, не только гражданскому обществу) — разобщенность. Объединение усилий может принести свои плоды, однако найти общий язык общественным организациям зачастую не удается. «Есть много аспектов, которые мешают гражданскому обществу консолидироваться, — поясняет Андрей Егоров. — Да и внутри гражданского общества порой есть превратное представление о том, кто такие его представители и чем занимаются». Некоторые, например, полагают, что гражданское общество — это элемент, компенсирующий пробелы в тех сферах, где у государства руки не доходят.
Ситуация разобщенности инспирируется и зависимостью организаций от ресурсов — как государственных, так и международных доноров, поскольку в этом случае свои цели подменяются целями внешних субъектов.
Всё ограничивается диалогом экспертов
Успех многих процессов в Беларуси сегодня зависит, в том числе, и от того, как быстро и эффективно смогут договориться между собой различные силы — от политической оппозиции до гражданского общества.
— «Европейский диалог о модернизации с Беларусью» мог бы способствовать объединению и взаимным компромиссам, — считает Андрей Егоров. — По крайней мере, такие задачи, если судить по высказываниям европейских чиновников, перед этой инициативой и ставились. Это диалог для белорусов в первую очередь. Однако пока как субъекты в нем не представлены ни организации гражданского общества, ни политические партии. Всё ограничивается диалогом экспертов.
Но возможностями «Европейского диалога о модернизации» нужно воспользоваться. «Пока у белорусских субъектов недостаточно желания решать конкретные задачи и вкладывать в диалог смысл, хотя здесь нужно предлагать те инициативы, которые важны для нас самих», — считает эксперт.
Петр СТАРОБИНЕЦ, Zautra.by
Ответить