То, что «Спасенка» вот уже два десятка лет украшение Бреста, – аксиома. И его стильное здание – архитектурный памятник, и музейные интерьеры, экспозиции, и вечера, акции, проекты – все здесь в гармонии, все создает имидж Бреста как культурного центра на помежье.
А ведь этот особняк могли запросто снести, как снесли по ул.Ленина три таких же здания по соседству из ансамбля, построенного замечательным архитектором Лисецким. А на их месте возвели бетонную высотку – вычислительный центр – вплотную к музею. На нынешней ул.Ленина «за польским часом» строили в едином малоэтажном стиле в зеленом оточении садов. Только административный центр – площадь и ее окружение — отличались большей высотой и величием. Но даже в советское время построенное здание драмтеатра вписалось в улицу своим неоклассицизмом. А вот в новейшее время заметно, как интересы бизнеса вытесняют гармонию. Так, напротив Театра драмы – доминанты на данном участке – выстроен превышающий ее жилой «сундук» (определение одного из старейших брестских архитекторов). Рядом с историческим особняком в сквере Иконникова (ныне банк «Минск – Москва») поднимается ввысь еще одна новостройка – административное здание облуправления Министерства финансов.
Но вернемся к Музею спасенных ценностей. В 1927 году в этом особняке жил комендант Бреста Гильбутович. При советской власти дом стал «коммуналкой» на восемь семей.
И вот четыре из них – Сацюки, Борисовы, Власовы, Штаревы — 6 августа собрались в музее на встречу в рамках ретропроекта. Пришли с детьми и внуками те, кто сами были детьми в 1950-х – 1960-х. Но и пришедший ветеран Великой Отечественной войны Владимир Петрович Сацюк порадовал присутствующих бодростью. Все стали вспоминать, как он, военная косточка, поражал своими умениями и готовить, и стирать, и крестиком вышивать (научился от генерала, которого возил, а генерал тот прошел лагеря и войну). Как сказала автор проекта научный сотрудник Алла Федоровна Росинская, «в ХХ веке в особняке жили обычные граждане, которые так замечательно вписываются в историю страны». Брестчане-соседи не только вспоминали, обменивались по-родственному новостями, но и принесли в музей сохраненный план первого этажа (из Свода памятников), и фотографии уникальные.
После вселения жильцов советского периода, по воспоминаниям, много уголков особняка было приспособлено под общие кухни, где дымили керогазы. Так что и зимой приходилось держать открытыми входные двери. Помнят и ночные горшки… Но это не мешало жить с радостью.
В послевоенное время особняк называли и «дом семи майоров» — там жили вначале военнослужащие, а потом отставники. Интересно, что все они, кроме одного, трепетали перед своими женами-офицершами. Вообще, соседи всё знали друг о друге – и недостатки, и достоинства, умели принимать друг друга с терпимостью. Свадьбы играли всем двором – как родные. Семьями выезжали в лес за ягодами. Или всем миром собирали вишню в саду за домом.
— Кому и почему пришло в голову уничтожить архитектурный ансамбль особняков Лисецкого? – задавали вопросы участники встречи. — Или чудные Торговые ряды со старым рынком за ними?
Воспоминания, мнения, оценки соседей не остывали, столько после разъезда накопилось в семьях, в судьбах, в родном городе.
Музейщики поблагодарили собравшихся за переданные в дар фотографии, скатерти, салфетки, самовары, сифон в кожаной оплетке – теперь они войдут в Государственный музейный фонд РБ.
Впереди у проекта поиск недостающих материалов об архитекторе Лисецком, оформление материалов — фото и текстов, подаренных предметов, новые встречи с былыми жильцами особняка, и , наконец, создание тематической экспозиции, которая будет показана Бресту.
Любовь ПАВЛОВА (фото автора)
На фото: Групповой снимок семей-соседей
Ответить