На пресс-конференции, анонсирующей предстоящее для Бреста событие, гендиректор – художественный руководитель Брестского Академического театра драмы, директор фестиваля Александр Козак подчеркнул, что он, в принципе, всегда был за демократичное подведение итогов действа.
– 90% всех театральных фестивалей в мире обходятся без жюри, – сказал Александр Александрович. – Потому что на фестивалях в первую очередь представлены те спектакли, которые интересуют организаторов и зрителей. К тому же институт жюри – он всегда спорен, т.к. выражает своё субъективное мнение. В общем, в этом году мы решили применить институт демократии в оценке постановок и игры актёров. Посмотрим, как пройдёт эксперимент. Если удастся, то в будущем будем применять эту систему оценки, если нет – придумаем что-то другое.
Полиглот говорит на восьми языках
В этом году для участия в «Белой Веже» было подано 210 заявок, но оргкомитет отобрал 23 коллектива с 24 постановками из 14 стран. Спектакли будут проходить на восьми языках и задействуют не только большой и малый залы театра, но и сцену ООКЦ, площадь Ленина и площадку в парке 1 Мая.
Примечательно, что на этот раз фестиваль не имеет определённого названия, его творческая география не ограничена узкими рамками темы. Потому в репертуаре – целый натюрморт, где любители определённых жанров могут найти себе фрукт по вкусу.
Задаст тон фестивалю сатирическая комедия Кондрата Крапивы «Кто смеётся последним» (постановка театра-студии киноактера Национальной киностудии «Беларусьфильм»). К слову, за создание спектакля режиссёру-постановщику Олегу Кирееву и двум артистам присуждена специальная премия президента РБ.
Не менее звёздный и кукольный спектакль для взрослых «Пиковая дама» Гродненского областного театра кукол, который, кроме прочих наград, получил Гран-при на двух международных фестивалях.
В театральном натюрморте вы найдёте также современную драму («Покаяние» Азербайджанского академического национального драмтеатра), документальный спектакль «Антитела», основанный на реальных событиях (Театр-фестиваль «Балтийский дом» Санкт-Петербург, Россия). Сможете увидеть и мультимедийный спектакль «Портреты польских королей» Старого национального театра им. Хелены Модржеевской в Кракове, Польша. К слову, польский театр на фестивале можно выделить отдельным блоком – соседи (пять творческих коллективов) представят пять постановок совершенно разных в жанровом и тематическом отношении. Как поделился Александр Козак, организаторы хотели показать гостям фестиваля весь диапазон польского театра – одного из лучших в мире, и потому планировали замахнуться аж на восемь коллективов. Но реальность внесла в планы свои коррективы и оставила «великолепную пятёрку».
В общем, можно много говорить о предстоящих спектаклях, но лучше действо один раз увидеть, чем 100 раз про него прочесть. Брестчане давно усвоили эту театральную истину и практически раскупили все билеты. Самыми первыми «разошлись» московские театры, спрос на которые в провинциальном (по сравнению со столицей России) городе над Бугом всегда высок. И это несмотря на то, что цена на них доходила до 200 тысяч.
Но ещё остались билеты на «экзотические фрукты»: театры из Греции, Египта, Азербайджана. А на площадные спектакли и вовсе не нужно бумажных квиточков – постановки «Сальто Мортале» Teatr Strefa Ciszy (Познань, Польша), «Иов» Львовского академического духовного театра «Воскресиння» (Украина) и перфоманс «Не заморачивайся сказками» Рейх + Шибер (Стокгольм, Швеция) можно увидеть прямо на улице.
Наш Брестский академический театр драмы на фестивале будет представлен спектаклем одного действия Павла Пряжко «Урожай» (режиссёр Денис Фёдоров).
А судьи кто?
На этот раз в Брест приедут театральные критики из пяти стран: Беларуси, России, Эстонии, Литвы и Германии. Все в своей сфере деятельности титулованные особы, с чьим мнением приходится считаться театральным коллективам. Некоторые из них – не первый раз на «Белой Веже», а значит, смогут оценить, насколько вырос и соответствует совершеннолетию фестиваль.
Итак, имена: главный редактор журнала «Мастацтва» Людмила Громыко, литературный и театральный критик, журналист, блогер Денис Мартинович, театральный журналист Елена Леопа и профессор кафедры литературно-художественной критики БГУ, доктор филологических наук Татьяна Орлова. Минская четвёрка представляет на фестивале Беларусь. Из России ожидают Ирину Плотникову, Александра Веслова и Сергея Терёшина. Из Прибалтики прибудут Мария Танана (Литва) и Этери Кикилидзе (Эстония). Германию представит Нина Мазур.
Билеты как оценки спектаклей
Что касается определения победителей, то в главной номинации «Лучший спектакль» его выберет оргкомитет фестиваля, при подведении итогов будут учитываться мнения критиков и даже журналистов. Лучшие мужскую и женскую роли определят непосредственно театральные критики. Самую экспериментальную работу найдут средства массовой информации (возможно, они назовут свою номинацию по-другому). А за лучший зрительский спектакль, конечно, проголосуют зрители. Потому входные билеты им лучше сохранить до конца постановок, т.к. именно эти бумажные квиточки, а точнее – их количество, и определят лучший зрительский спектакль. Для билетов будут установлены специальные урны, а условия подведения итогов озвучат перед спектаклями ведущие. В частности, если вы считаете конкретный спектакль лучшим, то и опускаете в урну свой билет. При подсчёте голосов-билетов обязательно будет учитываться наполняемость залов.
На пресс-конференции журналисты забеспокоились, что из этой номинации «выпадают» уличные постановки, однако организаторы пообещали, что этот вопрос решат. К тому же, сказали они, здесь могут активно посодействовать и СМИ, которым под силу собрать мнения зрителей на улице.
Мечты и планы
Александр Козак на пресс-конференции также поделился своим видением будущих фестивалей в Бресте. Он побывал на различных мероприятиях такого уровня, но особенно воодушевил его фестиваль в одном из румынских городов, потому что это был праздник для всего города плюс для 50 тысяч гостей, приехавших по этому поводу. Свой вклад в праздник внесли все предприятия города, для гостей подготовили гостиницы, для выступающих – концертные площадки. Даже цыган сумели привлечь к празднику – они танцевали и пели на улицах в национальных костюмах. Мечта директора фестиваля – превратить «Белую Вежу» в нечто подобное, чтобы действо вышло за рамки театров и закрытых помещений и распространилось по всему Бресту.
Цена вопроса: «За 50 тысяч евро никто не делает фестивалей, умудряются только в Бресте», – озвучил сумму предстоящего события директор фестиваля Александр Козак.
0 комментариев
Наталья Алейникова
30.08.2013 в 11:57Валерий
30.08.2013 в 11:57Очень интересная информация, спасибо.