О необходимости полноценных реформ, в том числе и реформы госаппарата, не говорил разве что ленивый. Ряд предложений по этой проблематике был выдвинут экспертами рабочих групп в рамках инициативы ЕС «Европейский диалог о модернизации с Беларусью». Руководство страны неоднократно признавало, что проблемы в госуправлении существуют. Однако никаких адекватных мер для исправления ситуации за последнее время реализовано не было. Не стал прорывным и принятый весной этого года Указ президента № 168, целью которого была оптимизация государственного аппарата.
Свой ответ на вопрос, возможна ли в принципе в сегодняшней Беларуси реформа государственного управления, попытались дать эксперты дискуссионного аналитического сообщества «Либеральный клуб» (Минск) в рамках специального исследования. В своей работе «Реформа системы государственного управления в Беларуси» эксперты отталкивались от двух гипотез. Первая заключается в том, что существующая система государственного управления, невзирая на все ее минусы и недостатки, удовлетворяет руководство страны и кардинально менять положение вещей оно не намерено. В этих рамках возможны лишь поверхностные изменения, вызванные экономическими и политическими факторами. Согласно второй гипотезе, не все так беспросветно, но в существующих условиях реальный эффект от реформы может быть достигнут только лишь за счет оптимизации и развода функций на уровне министерств и ведомств.
Система заваливает дело
Одна из основных причин, которые должны были бы побудить руководство страны к реформе системы государственного управления, — это невыполнение ею поставленных целей и задач. Согласно анализу программ социально-экономического развития за период с 1996-го года по настоящее время, проведенному в рамках исследования, в существующей системе государственного управления накопилось много проблем, связанных с исполнением целей и задач. Так, за последние три пятилетки лишь в период с 2001-го по 2005-й год все экономические показатели были исполнены на 100%, остальные же периоды были не столь успешными. В первую пятилетку (с 1996-го по 2000-й год) остались не исполненными три из восьми показателей, а в период с 2006-го по 2010-й год не выполнено четыре из 11-ти показателей. Нынешняя же пятилетка и вовсе может стать провалом: уже сейчас можно говорить о невыполнении многих показателей. Вдобавок, рост государственного долга (в 2007-м году на одного белоруса приходилась сумма в 61 доллар долга страны, ныне она достигла 1327 долларов), три девальвации и общее снижение эффективности экономики говорят явно не в пользу нынешней системы государственного управления.
Такие результаты должны были бы подтолкнуть руководство страны к преобразованиям. Как правило, чиновники отговариваются тем, что реформа госаппарата проходит постоянно и система эволюционирует. Однако, как показали результаты исследования «Либерального клуба», здесь скорее можно говорить об имитации. Экспертами организации был проведен анализ программ социально-экономического развития и деятельности правительства за период с 2001-го по 2013-й год на предмет исполнения задач по совершенствованию системы государственного управления. Выяснилось, что за две прошлые пятилетки (с 2001-го по 2010-й год) из 16-ти задач была частично реализована только половина. Например, осталась на бумаге задача оптимизации госаппарата: количество функций не сократилось.
В последние годы система, напротив, становилась еще более запутанной и обрастала новыми функциями. Скажем, такая ситуация наблюдается во взаимодействии между Советом Министров и Администрацией президента. Оба ведомства обладают схожими кадровыми, правовыми и контрольными функциями, что позволяет говорить о наличии де-факто двух параллельных систем государственного управления.
Согласно исследованию, до сих пор не реализовано ни одной из задач по совершенствованию системы государственного управления, предусмотренных Программой социально-экономического развития на 2011-2015-й годы. При этом важно отметить, что меры, содержащиеся в Указе №168, не предусматривались программой, равно как и принятие подобного нормативного акта. Следовательно, намеченная указом реорганизация системы государственного управления — решение спонтанное.
Нет политической воли
Может, власть просто не способна проводить какие-либо преобразования? Однако, например, быстрое создание нового силового ведомства — Следственного комитета — говорит о том, что при наличии политической воли реформистские решения все-таки претворяются в жизнь. Следовательно, в вопросе реформы системы государственного управления просто отсутствует политическая воля.
Этот тезис подтверждается контент-анализом официальных заявлений Александра Лукашенко за период с 2010-го по май 2013-го года, проведенным экспертами «Либерального клуба». Так, в речах главы государства отсутствует четкая позиция по этому вопросу, характер заявлений зависит от ситуации, да и в целом тема не входит в число наиболее упоминаемых. В итоге, по мнению авторов исследования, какие бы меры для реформы системы госуправления не были предложены, в существующих условиях любые попытки их реализовать закончатся безрезультатно. Несколько улучшить ситуацию сегодня позволило бы сокращение расходов на государственный аппарат.
Власти в целом устраивает текущее положение дел, и это можно объяснять множеством причин: аппаратный синдром, лоббирование. Главное же — руководству страны реформа государственного аппарата не нужна. Оно не рискует ломать созданную модель, так как по-другому управлять не умеет.
Никита БЕЛЯЕВ, naviny.by
Ответить