Подобные мысли порождает разработанный белорусским правительством и Национальным банком план по реформированию экономики, выполнять который намереваются на исходе этого года и в течение следующего. Между тем, реформы предлагаются кардинальные. Всего в плане 12 пунктов, а мы упомянем основные из них (вместе с декларируемыми сроками, когда должны быть подготовлены необходимые документы):
— продажа стратегическим инвесторам государственной собственности на сумму до 4,5 миллиардов долларов (октябрь 2013-го — июнь 2014 года);
— продажа Госкомимуществом неконкурентоспособных, устойчиво неплатежеспособных организаций как имущественных комплексов за одну базовую величину — за 130 тысяч рублей (в течение месяца);
— обязательное участие всех белорусских организаций в электронных торгах в рамках закупок по российским федеральным и иным государственным программам (2013-2014 годы);
— создание рабочих групп по изучению мирового опыта во внешнеэкономической деятельности, сокращению складских запасов, обеспечению эффективности продаж и снижению задолженности за импортную продукцию;
— премирование руководителей госпредприятий в зависимости от показателей эффективности работы предприятий — 10% от годовой прибыли (декабрь 2013-го);
— изменение системы оплаты труда бюджетников (июнь 2014-го);
— развитие накопительной пенсионной системы, разработка основных направлений развития пенсионной системы до 2025-го года и рассмотрение вопроса повышения пенсионного возраста (июнь 2014-го);
— разработка системы строительных сбережений (июнь 2014-го);
— рассмотрение вопроса по введению единого налога на имущество и сокращение налоговых льгот (март — июнь 2014-го).
Согласны на всё ради кредита?
Такую решительность высокопоставленных чиновников правительства и Нацбанка в деле реформирования экономики можно было бы приветствовать, если бы не одно «но». Удивительным образом известие о существовании данного плана совпало по срокам с визитом в Минск миссии Международного валютного фонда и прозвучавшими заявлениями о намерении обратиться в МВФ за новым кредитом. То есть, получается, что свой «реформаторский» план белорусские власти сочинили именно для того, чтобы одолжить денег у этого фонда (кстати, пункт о новой программе с международными кредиторами также включен в план). Вот только сами кредиторы — а это и МВФ, и Антикризисный фонд ЕврАзЭС — уже научены горьким опытом, когда после получения денег официальный Минск резко «забывал» об обещанных структурных реформах, жесткой финансовой политике, приватизации и прочего. Так что теперь получить кредит, просто предъявив план по либерализации экономики, вряд ли получится.
Надо иметь в виду, что правительство и Национальный банк в нынешних белорусских реалиях не являются последней инстанцией в деле реформирования — свое веское слово в этом вопросе должен сказать Александр Лукашенко. Однако пока президентская риторика мало чем отличается от того, что мы слышали раньше. Напомним хотя бы его прошлогоднюю цитату: «Жили мы без МВФ и будем жить. Спокойно, не надо особо переживать, что мы рухнем. Не рухнем, как кому-то хотелось бы». Причем сказано это было главой государства вдогонку за событиями 2009–2010 годов, когда Беларусь получила-таки от Международного валютного фонда кредит в $3,5 миллиарда, что позволило удержаться на плаву во время первого удара мирового кризиса. К тому же деньги были получены в период похолодания отношений с Москвой, которая давать взаймы «союзникам» отказалась.
Возвращаясь к совместному плану действий по реформированию экономики, заметим, что заложенные в него положения — не прихоть правительства и Нацбанка, а суровая необходимость. И не случайно, что едва ли не приоритетом этого плана является отмена директивной системы планирования экономики и доведения «сверху» целевых показателей до конкретных предприятий. Ведь, по сути дела, нынешняя борьба с затовариванием складов – это и есть пагубное следствие приказов о необходимости «гнать вал». Независимые эксперты отмечают и намерения экономических властей провести реальную приватизацию госпредприятий, которые демонстрируют свою низкую эффективность, а также озвученное предложение (оно уже прописано в прогнозных документах на будущий год) — сократить избыточную численность рабочей силы на таких предприятиях.
При этом — планы планами, а белорусская экономика уже сейчас живет в условиях множества проблем: экспорт снижается, национальная валюта постепенно девальвируется, а банковские кредиты неподъемны из-за высоких процентов. Кстати, несмотря на этот фактор, в Нацбанке признают, что темпы кредитования экономики в 2013-м году уже превысили годовой прогноз.
За нефть и газ платить сполна
Неприятности подстерегают и с другой стороны. Долгое время белорусские власти ставили себе в заслугу, что им удавалось добиваться от России поставок энергоресурсов (нефти и газа) по ценам ниже мировых. Однако теперь и нефти ожидается меньше, чем предполагалось, и ее стоимость очень скоро перестанет быть ключевым фактором. Как заявил на прошлой неделе первый вице-премьер Владимир Семашко, у Беларуси осталось 4-5 лет, чтобы подготовиться к новым ценам на энергоносители. «При мировой цене 800 долларов за тонну нефти мы платим 380-385 долларов, когда импортируем нефть. Понятно, что так продолжаться долго не будет», — подчеркнул Семашко. Он напомнил, что и газ Беларусь сегодня получает по ценам, которые ниже европейских. «По факту за прошлый год цена газа для нас составила 156,6 доллара за тысячу кубометров, а для сравнения Украина имела цену 434 доллара за тысячу кубометров», — пояснил вице-премьер, отметивший, что «газовая пауза» по выходу на мировые цены также «не будет вечной», а Россия планирует выйти на равнодоходность поставок газа. Это означает, что норма прибыли при поставках и реализации газа внутри России, для Беларуси, Украины и других стран будет одинаковой.
Так что реалии таковы: каков бы ни был мотив, двигающий наши власти к написанию реформаторских программ, реализовывать их придется даже без оглядки на МВФ и прочие финансовые институты. Хотя их помощь в нынешних условиях вряд ли была бы лишней.
Ответить