К чему приведет такая инициатива власти? Насколько она оправданна? Станет ли наше правосудие лучше? Попробуем разобраться в этих вопросах.
На совещании у президента 19 ноября с.г. главные юристы страны привели аргументы в пользу объединения общих и хозяйственных судов. В частности, было акцентировано внимание на трех основных моментах. Во-первых, это позволит исключить споры о подведомственности дел между различными судами. Во-вторых, будет обеспечена единая практика применения законодательства. В-третьих, улучшится качество и оперативность правосудия.
Выступая на совещании, А.Лукашенко обратил внимание на необходимость сокращения численности обслуживающего персонала в судах, а также на уменьшение бумаготворчества в судебной деятельности.
Да, указанные аргументы следует принять. В то же время нельзя не отметить их невысокий КПД (коэффициент полезного действия). Споры о подведомственности между судами возникают редко (в свое время эти вопросы были разрешены в совместном постановлении пленумов Верховного суда и Высшего хозяйственного суда). Судебная практика по применению законодательства устоялась и поддерживается вышестоящими судами. Расчет на улучшение качества и оперативности правосудия маловероятен, поскольку останутся те же судьи.
Еще один аргумент в пользу объединения судов высказал председатель Верховного суда В.Сукало. Он подчеркнул, что большинство стран идут по пути развития специализированных судов в единой судебной системе. Однако это не совсем так. Например, в Германии действует пять подсистем судебной власти во главе с высшими судами: Федеральным судом общей юрисдикции (!), Федеральным административным судом, Федеральным финансовым судом, Федеральным судом по трудовым спорам и Федеральным судом по социальным вопросам. То есть, общие суды представляют собой отдельную ветвь судебной власти.
По такому пути долгое время развивалась и судебная система Беларуси. Предполагалось, что специализация судов будет усилена. Так, в Указе № 454 от 10 октября 2011 г. «О мерах по совершенствованию деятельности общих судов Республики Беларусь» намечалось, среди прочего, ввести специализацию по категориям дел в многосоставных судах, а в перспективе рассмотреть вопрос о создании специализированных судов.
Теперь, похоже, решили отказаться от этих перспектив и объединить суды в один «кулак». Что повлияло на планы властей? Может быть, российский опыт? Но там процесс объединения судов носит комплексный характер, включая подготовку нового законодательства, «чистку» судебных кадров, повышение зарплат судей и улучшение материально-технического обеспечения судов?
У нас объединение судов происходит в «пожарном» порядке, без подготовительной работы. Главный механизм решения вопросов – президентский указ, под который подгоняется действующее законодательство.
Так к чему такая спешка? Может быть, истина скрывается в словах главы государства – сократить обслуживающий персонал судов, то есть сделать правосудие более дешевым? А заодно провести дальнейшую централизацию судов с управлением из единого центра?
Не секрет, что судьи хозяйственных судов имели больше самостоятельности и работали в более благоприятных условиях, чем судьи общих судов. После объединения все судьи (кроме судей Конституционного суда) будут находиться примерно в одинаковых условиях, в том числе по нагрузке и заработной плате.
Получается, что можно говорить и о «минусах» предстоящего объединения судов. В чем они состоят?
Во-первых, как было отмечено выше, произойдет централизация в управлении судами, что поставит судей в большую зависимость от «руководящего центра» — Верховного суда. Судебное ведомство «замкнется» в себе, подчиняясь только главному должностному лицу.
Во-вторых, свернется программа развития специализированных судов, в том числе судов по делам несовершеннолетних, административных судов. Все судебные дела снова станут «общими», как специализация работников в одном колхозе.
В-третьих, нарушится система законодательства о судах. После объединения судов придется вносить поправки в Кодекс о судоустройстве и статусе судей, в Гражданский процессуальный и Хозяйственно-процессуальный кодексы, другие акты законодательства, в том числе в Конституцию.
В последнем случае нужно проводить референдум, так как изменяется система органов власти. Это означает, что объединение судей изначально является «неконституционным» делом. К тому же, если оно будет проводиться на основании президентских актов, то это будет двойное нарушение Конституции. Согласно ч.2 ст.108 Конституции, судоустройство в Республике Беларусь определяется законом. Отсюда следует, что недопустимо вносить поправки в законодательство о судоустройстве президентскими актами.
Тем самым, объединение общих и хозяйственных судов имеет сомнительные преимущества. Оно не решает проблем с независимостью судов, повышением качества правосудия, развитием судебной системы. Наоборот, проблемы правосудия могут только обостриться.
Михаил ПАСТУХОВ,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь
КСТАТИ
29 ноября Александром Лукашенко подписан пакет документов по совершенствованию деятельности судов и органов юстиции.
С 1 января 2014 года общие и хозяйственные суды республики объединяются в единую систему судов общей юрисдикции. Возглавит эту систему единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам — Верховный суд. При этом хозяйственные суды областей и Минска будут переименованы в экономические и продолжат свое функционирование как суды соответствующей специализации.
В связи с объединением Верховного и Высшего хозяйственного судов предусматривается создание общих органов судейского сообщества, а также наделение Верховного суда, его пленума и президиума полномочиями, отнесенными в настоящее время к компетенции Высшего хозяйственного суда и его соответствующих органов.
При этом к Верховному суду переходят все функции по организационному, материально-техническому и кадровому обеспечению деятельности судов общей юрисдикции.
Следующим этапом реформирования судебной системы является упразднение с 1 июля 2014 года Военной коллегии Верховного суда и военных судов, их квалификационной коллегии и конференций.
Все полномочия Белорусского военного суда и межгарнизонных военных судов перейдут к областным (Минскому городскому) и районным (городским) судам общей юрисдикции.
Ответить