«Задачник» артиллериста
У Геннадия Викторовича общий трудовой стаж 45 лет, из них 22 года он прослужил в ВС СССР, три года в ВС Республики Беларусь. С выходом на пенсию продолжал работать над тем, что занимало его последние годы. Это «Задачник» для офицеров артиллерии, над которым он работал с 1974 года. Уже в белорусской армии он работал над ним по согласованию с министерством обороны.
Как считает автор, аналогов ему не было ни в СССР, ни в какой-либо другой стране. Он был составлен как для подразделений, так и для подготовки офицеров. Был составлен так, что им можно пользоваться как самоучителем. От простого к сложному он включает в себя задания по разведке целей и определению координат, задачи по топографической, метеорологической, технической, баллистической подготовке.
Переписка с руководством
Из письма президенту:
«…Мальцев и Гурулев не только не помогали мне, а, наоборот, только препятствовали в работе.
Если разрушенное здание самой сложной конструкци, можно восстановить по чертежам, то неполученный профессиональный интеллект восстановить невозможно…
…Моя борьба за живучесть «Задачника» увенчалась победой Л.С.Мальцева и С.П.Гурулева. На мое неоднократное предложение Л.С.Мальцеву лично провести занятие, чтобы убедиться, на каком уровне находится артиллерия, результатов не дало…»
Весь объем переписки впечатляет. Вот перечень, предоставленный Геннадием Викторовичем, начиная с 1994 года и по 2012 год, многие уже ушли из власти, порой бесславно, либо сменили должность:
- Лукашенко А.Г. – президент РБ
- Попов В.А. – председатель палаты представителей НС
- Латыпов У.Р. – глава Администрации президента
- Биккинин Б.С. – председатель комиссии по Национальной безопасности палаты представителей
- Качан В.И. – депутат палаты представителей
- Журавкова Г.И. – управляющая делами президента
- Шейман В.В. – секретарь Совета безопасности
- Могилевский Л.В. – начальник отдела военного строительства Совета безопасности
- Мальцев Л.С. – министр обороны
- 10. Гурулев С.П. – начальник ГШ ВС
- 11. Чикал И.Д. – начальник отдела боевой подготовки штаба РВиА
- 12. Шавров Г.П. – начальник РВиА ВС
- 13. Земсков О.А. – начальник РВиА ВС
- 14. Пузиков М.А. – начальник РВиА ВС
- 15. Протащик М.С. – представитель президента по Брестской области
- 16. Ломать З.К. – председатель КГК
- 17. Василевич Г.А. – Генеральный прокурор РБ
- 18. Макей В.В. – глава Администрации президента РБ
Прямо скажем, список внушительный. И, что интересно, нет внятных ответов по существу. Еще обращает внимание, что к некоторым адресатам письма посылались неоднократно. И если лет десять назад в конце стояла приписка «с уважением…», то сейчас это уважение растаяло.
Умеем ли стрелять?
Выражение «артиллерия – бог войны» стало расхожим. У граждан есть сведения, что артиллерийских стволов у нас хватает, стало быть – все в порядке. А умеют ли наши артиллеристы стрелять, об этом приходится судить с чужих слов.
Геннадий Викторович так скептически описывает ситуацию, каками принципами руководствуются в руководстве министерства обороны и академии:
— Сами принимаем экзамены, сами зачисляем в академию, сами учим, сами выдаем дипломы и направляем в войска, потом сами проверяем и выставляем себе отличные оценки и раздаем награды. А как говорят в народе, «ни один кобель себе на хвост не гадит».
Действительно, если все замыкается в «междусобойчик», куда не проникает критический взгляд снаружи, возникает искушение упрощать самому себе условия получения отличной оценки и награды на ее.
— Еще в советские времена шутили: «Не выехали на стрельбы, но собирались – оценка «удовлетворительно»; выехали на стрельбы, но не стреляли – оценка «хорошо»; стреляли, но не попали, и нет жалоб от местного населения – оценка «отлично».
Эту шутку я слышал давно, еще от отца-танкиста…
Однако заглянем в «Задачник». Изрядная стопка листов, если издать типографским способом – получилась бы солидная книжка. И вот что я читаю, из чего складывается процесс обучения, первый этап:
«Индивидуальная подготовка специалистов: солдат, сержантов, офицеров – 100% задач решать аналитическим способом с помощью таблиц логарифмов, sin, cos, tg и т.д. до автоматизма, чтобы каждому было ясно, что и откуда берется и для чего, а так же был яснее физический смысл полета снаряда в воздухе и вся цепочка математических расчетов»
Тут же вспомнилось, с каким трудом белорусские университеты искали абитуриентов, желающих изучать математику.
Всерьез захотелось узнать, на каком уровне сейчас в армии артиллеристы владеют математикой. Теоретически, в армии есть компьютерные системы управления артиллерийским огнем, в 111-й артиллерийской бригаде в том числе, есть и специальный класс подготовки. В одном из писем подполковник Ковязин пишет про отрицательную сторону программы «Метеорит»:
«Командиры приобретают программу, переносные компьютеры и т.д. и пренебрегают каждодневным трудом… Ваша программа их «спасает», а если нет программы, потерялась, нет питания, не работает компьютер и т.д., то эти офицеры мертвы и не могут справиться с работой, подразделение неуправляемо – это беда».
Увы, с появлением карманных калькуляторов целое поколение детей разучилось считать в уме, даже таблица умножения представляется анахронизмом. Не хочется думать, что это явление затронуло и армию.
Отношение к опыту
Пытаясь понять, почему «Задачник» встречает такой холодный прием в Министерстве обороны, перебрал несколько вариантов. Дорого издать? Не объяснение. Издать тысячу-другую экземпляров – для государства не проблема, в бюджете такие деньги нашлись бы с легкостью. Возражений по существу пособия тоже не удалось найти в обильной переписке.
Возможно, проблема в том, что подполковник запаса Ковязин замахнулся на нечто большее – на систему подготовки кадров.
Еще фрагмент из письма президенту (как много, оказывается, учреждений занимаются артиллерией):
«Последнее мое предложение создать «Временный научный коллектив» осталось вообще без внимания. Почему? Как же можно признать свою несостоятельность, когда столько людей, занимающихся артиллерией и находящихся на службе у государства, окажутся не нужными, бесполезными.
Все это устраивало и верхи, и низы. И вдруг все они окажутся ненужными, а это:
— Штаб РВиА ВС
— Штаб РВиА сухопутных войск
— Штабы РВиА направлений (их два)
— офицеры-артиллеристы военных факультетов вузов
— офицеры артиллеристы военного НИИ
— ученые коллективы, какие?»
Прямо скажем, система обучения и сопутствующие учебники и материальное обеспечение – это большие деньги и не только в военном образовании. И вмешательство в устоявшуюся структуру распределения средств вряд ли понравится заинтересованным лицам.
То есть, изданием пособия от ветерана-артиллериста не «отстреляться». Он ставит вопрос более принципиально — о качестве подготовки специалистов., подразделений артиллерии, и всей артиллерии в целом. Способны ли артиллеристы управлять огнем в условиях, когда компьютерные системы выведены из строя? Другие вопросы, которые возникают у неспециалиста, к которым относится и автор этих строк, это объективная система оценки результатов боевой учебы. Естественно, что эти вопросы традиционно окружены завесой секретности. Однако со стороны это напоминает черный ящик. Мы в него в щелку засовываем бумажку с вопросом: «Как боеготовность?». Обратно вылезает бумажка с текстом: «Все хорошо!». А как там на самом деле – вопрос веры, а не знания. Артиллерия, конечно, бог войны, никто не сомневается. Ну так пусть этот бог покажет, что еще способен творить чудеса, управлять огнем артиллерии без китайских компьютеров с американским программным обеспечением…
А ведь, между прочим, Брест в своих исторических традициях всегда гордился своей артиллерийской школой. Ну и куда она подевалась?..
Необходимое примечание: автор, майор запаса, специалистом в ведомстве «бога войны» не является, артиллерийскую линейку в руках держал, но стрелял из орудия лишь один раз. С темой попытался разобраться в меру понимания.
Ответить