Кирилл ГАЙДУК, страновой экономист представительства Всемирного банка в Республике Беларусь:
— Позитивным сигналом стала разработка совместного плана правительства и Национального банка по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности национальной экономики, а также активизация работы по вступлению Беларуси в ВТО. Это свидетельствует о том, что экономические власти настроены на проведение структурных преобразований в будущем.
Ожидается, что темпы роста ВВП в 2014-м будут несколько выше, чем в 2013 году, хотя Беларусь будет вынуждена следовать политике ограничения внутреннего спроса. В этом случае дефицит счета текущих операций окажется меньше, чем в 2013 году (примерно на 0,8% ВВП). Вместе с тем, обязательства по погашению долгосрочного внешнего долга (включая долг МВФ) продолжат оказывать давление на устойчивость платежного баланса и государственный бюджет. Дополнительная нагрузка на бюджет будет связана с замедлением роста экономики и увеличением размеров процентных субсидий, что в конечном итоге может привести к появлению бюджетного дефицита (в размере до 1,5% ВВП). Инфляция превысит 15% за счет планируемого повышения тарифов и дальнейшего ослабления номинального обменного курса.
В этих условиях критически важным остается задача проведения последовательной и взвешенной макроэкономической политики, что позволит снизить инфляционное давление, ограничить внешние дисбалансы и предотвратить повторный кризис.
Александр ЧУБРИК, директор исследовательского центра ИПМ:
— К настоящему времени, даже при отсутствии резких колебаний на валютном рынке, мы получили уровень недоверия к национальной валюте, сопоставимый с тем, который был после глубокого валютного кризиса в 2011 году. Это подтверждает, что мы фактически потеряли последние два года. Правительство оказалось сегодня в ситуации, когда для сохранения макроэкономической стабильности приходится административно ограничивать кредитование, бюджетные расходы и в целом ограничивать предложение денег.
Однако это приводит к ухудшению финансовой ситуации в реальном секторе и выражается в неплатежах. Представители частного бизнеса жалуются, что госпредприятия перестали с ними своевременно рассчитываться. Таким образом, когда государство ограничивает финансовую поддержку своим предприятиям, они не могут работать в нормальном режиме.
Если мы не хотим потерять еще несколько лет, то в 2014-м необходимо начинать структурные реформы, направленные на реструктуризацию госсектора и повышение доверия со стороны частного сектора. Пойдем на эти шаги — можем рассчитывать в 2015-м на новую программу с МВФ. Если шагов по реформированию экономики сделано не будет, то события 2009-го или 2011-го года в том или ином виде могут повториться.
Георгий БАДЕЙ, почетный председатель Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского:
— В тех приоритетах, которые озвучены на новый год, нет ничего нового. К примеру, рост экспорта. Аналогичный планы закладывались и на 2013-й год. Мы видели в истекшем году рост экспорта? Экспорт товаров сократился на 20%! Гарантий того, что внешний рынок примет в 2014 году больше белорусских товаров, нет никаких. Какая ситуация, учитывая отрицательное сальдо во внешней торговле, будет на финансовом рынке? Мне представляется, что она будет такой же неопределенной, как и в минувшем году.
Абсолютно понятно, что внешний дефицит можно профинансировать за счет продажи государственной собственности. Однако будет ли приватизация — большой вопрос, учитывая позицию руководства страны. Поэтому возможности по привлечению валюты в страну ограничены. Что это означает для экономики? Дефицит валюты, ограничение объемов кредитования и проблемы для развития реального сектора.
Дмитрий КРУК, научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC):
— В 2014 году можно ожидать шагов государства по сохранению статуса-кво на денежном рынке, стремление продержаться до более светлых времен, связанных с возможной отменой практики перечисления экспортных пошлин на нефтепродукты в российский бюджет. Радикальных изменений в сфере экономической политики пока нет оснований ожидать. Фундаментальные изменения в распределении финансовых, трудовых ресурсов вряд ли произойдут. Также не ожидается и большая приватизационная активность, которая позволила бы увеличить долю частного сектора в экономике. Однако чтобы привлечь источники для финансирования дефицита счета текущих операций платежного баланса, некоторые приватизационные сделки могут быть заключены. Иные возможности привлечения валюты в страну ограничены, а деньги, необходимые для поддержания статуса-кво на денежном рынке, потребуются.
Дмитрий ЗАЯЦ («Белорусские новости»)
Ответить