Его 100-летнему юбилею была посвящена тематическая выставка зарисовок города над Бугом и Брестской крепости. Её показали в залах у Холмских ворот Музея истории обороны Брестской крепости, а затем в Художественном музее, что также расположен в Цитадели.
И вот 17 января в этом же музее состоялась презентация третьей выставки Ивана Медведева, но посвященной уже Беловежской пуще.
Все три выставки подготовлены дочерью Ивана Медведева – художницей Ириной Кузнецовой — вкупе с мужем, известным столичным живописцем Анатолием Кузнецовым и их детьми, также избравшими труды на ниве изобразительного искусства.
В тематической экспозиции о Беловежской пуще – 34 акварельных пейзажа 1957 года, на которых и вековечные деревья, и река Лесная, и те объекты – Дом егеря, старый Музей природы, — которых уже нет.
На вернисаже Ирина Кузнецова рассказала о большой помощи брестских музеев в организации выставок. И посетовала, что не состоялась закупка отцовских зарисовок Брестской крепости Музеем истории Бреста. Но она оставляет нашему городу цифровую серию фоторепродукций этих зарисовок.
В архиве Ивана Медведева около 700 листов с пейзажами Минска, Гомеля, Бреста, послевоенного Ленинграда, где учился художник, Вильнюса, где он работал, и других мест — с конца 1940-х годов и далее. Некоторые музеи Минска, Гомеля закупили часть работ, но для остальных листов наследники художника мечтают приобрести квартиру, из которой собираются сделать музей семейной династии.
Тематический проект о Беловежской пуще И.Медведева после показа в Художественном музее будет демонстрироваться в Музее самого Национального парка «Беловежская пуща». А серия зарисовок Бреста и Брестской крепости конца 1950-х годов заинтересовала европейских музейщиков и будет экспонироваться летом в Берлине.
Художник Лев Алимов вспомнил, что еще в детстве он видел открытки с работами Ивана Медведева о Брестской крепости, и от них осталось яркое впечатление.
Ирина Кузнецова подтвердила, что такие серии открыток выпускались, а к настоящему времени они переизданы и готовы к реализации – в том числе и в Бресте, если этому поспособствуют торговые организации.
Естественно, что главное лицо, заинтересованное в сохранении историко-культурной памяти, — государство. От местных властей во взаимодействии с экспертным худсоветом зависит, какие работы и у кого будут закуплены и попадут в музеи, а какие обогатят художественные экспозиции и частные коллекции других государств или вообще растворятся в повседневности. Не у всех творцов есть благодарные дети и внуки, хранители прекрасного. А, как известно, жизнь коротка – искусство вечно.
Любовь ПАВЛОВА (фото автора)
Ответить