«Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!»
В современных протестных реалиях от Киева до Сирии не остывает тема власти, поднятая 200 лет тому назад А.Пушкиным в «Борисе Годунове» про события 400-летней давности.
«Самозванец» — это название нового спектакля по пушкинской драме, которая тестирует острую тему, повторяющуюся на витке времени и пространства. И режиссер А.Лелявский, лауреат Национальной премии Беларуси, давая такое название спектаклю, поставленному на брестской сцене, конгениально прочитывает пушкинскую «народную драму».
Подзаголовок на афише раскрывает замысел режиссера: «Комедия о настоящей беде государству, о царе Борисе и Гришке Отрепьеве, летопись о многих мятежах и прочее. Писано бысть Алексашкою Пушкиным».
Главный герой спектакля – Самозванец – это и царь Борис (арт. В.Тевосян), поскольку пришел к власти через преступление; это и Григорий Отрепьев (арт. Р.Пархач), рвущийся в цари через подлог и предательство.
Спектакль начинается духовными песнопениями, монашеским ходом с хоругвями по геометрически очерченному пространству – почти лобному месту, что было сооружено именно при Борисе Годунове.
Заявленный тон комедийности площадного действа более всего выдержан в игре В.Тевосяна: его царь Борис действительно фарсовый царь, хотя в пушкинской драме он и грозен, и коварен, и умен. Но именно в его монологе звучат ключевые слова «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста…».
Р.Пархач играет своего героя Гришку Отрепьева скорее героически (простите тавтологию), с драматическим нажимом. Реалистически прост и мудр монах Пимен (акт. И.Герасевич), пишущий летописное свидетельство о временах и нравах: «Да ведают потомки православных \\ Земли родной минувшую судьбу…». А вот его, И.Герасевича, патриарх Иов – согбенный, старчески расслабленный, подыгрывает царю Борису в комедийной, шаржированной стилистике, как и яркие образы, созданные Д.Нуянзиным, Ю.Тесля.
В существовании всех персонажей чувствуется режиссерская рука «не мальчика, но мужа» (это тоже известная цитата из пушкинского «Бориса Годунова»). В узловых сценах игрового спектакля к месту занят кукольный народец, церковка, мизерная Марина Мнишек (наряду с картинной), деревянные лошадки-качалки, куклы – дети царя Бориса. А самый главный народ, который безмолвствует, — это ростовые куклы в глубине сцены, создающие образ спектакля, замечательная находка его создателей.
«Иван – крестьянский сын»
В программке к премьерному показу «Самозванца» исполнитель роли монаха Пимена отмечен уже как З.а. РБ Иван Герасевич. Он, крестьянский сын, прошел путь от одной из первых своих сказок «Иван – крестьянский сын» в Брестском театре кукол до нынешнего спектакля.
Как сказал в коротком интервью директор театра, Заслуженный деятель культуры РБ Михаил Шавель: «Иван Герасевич стоял у основания Брестского театра, он давно заслуживает такого звания. Это человек, у которого количество лет, проработанных в театре, перешло в качество».
А далее наш разговор перешел на новый спектакль для взрослых Брестского театра кукол. На мое замечание о том, что это одна из вех в работе творческого коллектива, Михаил Шавель сказал следующее:
«Вы правильно подметили – вехи, т.е. значимые явления. Когда-то начинался отсчет нового уровня театра со спектакля «Холстомер» режиссера Руслана Кудашова, затем была «Луна Сальери» в его постановке. И пошли с этими работами наши многочисленные поездки по странам, где мы могли их показать и увидеть мир, сравнить: туда ли мы движемся? Когда убедились – а в последние годы не было ни одного престижного театрального фестиваля, откуда мы бы не возвращались с наградой, — продолжили работу в таком же русле. Так появился новый спектакль «Самозванец», поставленный режиссером Лелявским. Кстати, он первый лауреат Национальной премии Беларуси, признан лучшим режиссером (а это признание независимой Театральной академии, где свыше 100 профессионалов). Главный режиссер Минского театра кукол А.Лелявский сам предложил нам поставить «Самозванца» — зная наш театр, следя за ним среди других, принимая наше направление».
В завершение хочется сказать: не претендуя на театроведческий анализ и полнокровную передачу впечатлений от нового спектакля (а были и некоторые вопросы к его длиннотам или, напротив, к слишком ретивому качанию на деревянном коньке старого гонца), «Самозванец» несомненно будет расти, выверяться, оттачиваться – и жить долго.
Ответить