Затяжной дождь на этот раз определил для нас не дальний маршрут — в Пружаны, где вот уже 20 лет старинное имение, счастливо получив второй шанс на жизнь в формате музея, открывает посетителям свои двери. Надо сказать, что пружанскому «Палацыку» повезло, — ведь, к сожалению, в наше время сотни старинных архитектурных памятников и родовых усадеб по всей Беларуси ветшают на глазах.
По дороге успеваю лаконично и просто рассказать о месте, в которое направляемся. Имение Пружанский ключ было подарено в 1795 году царицей Екатериной II фельдмаршалу российских войск графу Румянцеву-Задунайскому. С той поры ещё много людей знаменитых фамилий и в чинах проживало здесь. В числе последних в 1895 году усадьбу приобрела графиня Клейнмихель. Позже эти стены служили и военным штабом, и интернатом агротехнического училища, и исследовательской биостанцией, и детским садом, и даже стоматологической лечебницей. «Ого! Ставили пломбы во дворце!» — резюмирует удивленный ребенок.
У этого имения своя энергетика, впрочем, как и у каждого музея. По залам хочется перемещаться совсем неслышно, будто кот на подушечках своих мягких лап, а то вдруг спугнешь присевшую у рояля даму в кринолине… Хочется верить, что они здесь все ещё живут. Вот какой-то необычный звук еле уловил наш слух. Фантазия унесла нас далеко, но всё оказалось прозаично — это было постукивание вязальных спиц в руках у экскурсовода, которая нынче из-за того самого дождя стала «безработной». Нам же отсутствие посетителей было просто в радость — в тишине обволакивает атмосфера прошлого, и в этом состоянии бродить по залам уютно. Ребенок выразил свои ощущения тоже довольно точно: «Машина времени: раз – и ты зашел в другой мир».
В этих салонных залах, с воссозданным интерьером XIX века, будто ещё вчера танцевали юные дамы с бравыми щеголями. От ткацкого станка в этнографическом отделе, кажется, мгновение назад отошла уставшая крестьянка. А вот перед вами священные облачения и церковные награды, сосуды, утварь, богослужебные книги, кресты, иконы, хоругви. У этих экспонатов церковно-религиозного прошлого невольно задумываешься о вечном.
Надо сказать, что с датой визита в пружанский «Палацык» нам, безусловно, повезло. Потому что кроме осмотра постоянно действующих экспозиций нам посчастливилось ознакомиться с несколькими приехавшими погостить выставками. Одна из них — фотовыставка работ Алексея Ганчука «Краски и эмоции». Фотохудожник снимает уже более 40 лет, неоднократно становился победителем республиканских и областных творческих конкурсов.
Другой экспозицией оказалась коллекция сувенирного оружия витебчанина Рамазана Махмудова, где представлены мушкеты, винтовки, маузеры, винчестеры, знаменитый автомат Калашникова и прочее. Как на ладони, перед нами был весь путь развития огнестрельного оружия. Этот зал, честно говоря, слегка «опустил» восхищенное настроение ребенка от всего ранее увиденного. Оно и не удивительно, оружие — это всегда сверхсерьезно, даже если оно и сверкает золотым металлом. Но последний зал, к нашей радости, исправил ситуацию, буквально подарив шквал положительных эмоций моему чаду — куклы! Позволю себе на них остановиться подробнее, потому что, как поется в известной песенке, «всё то, что неизвестно, – ужасно интересно…»
Зовут, как оказалось, этих интересных кукол с тыквенными головами Пижо и Пенда. Родом они из Болгарии. Попали в даль далёкую эти персонажи в рамках культурных связей городов-побратимов — болгарского Павликени и белорусских Пружан. И вот что о них мы разузнали.
В болгарском фольклоре март считается женским месяцем из-за часто меняющейся погоды и возрождающейся природы, которая готовится расти и цвести. Болгары в старину называли этот месяц Баба Марта и всегда верили, что для того, чтобы она была веселой и принесла всем солнце, её надо порадовать. Поэтому в каждой семье пожилые женщины переплетали закрученные веревочки из красных и белых нитей — так называемые мартеницы, которыми украшали всех домочадцев. Эти украшения должны были защищать людей от болезней и злых сил.
Формы у мартениц очень разные, но самая популярная — это веревочка на запястье руки. Надевали ее 1 марта, а снимали, когда видели первого аиста или ласточку. Сняв, веревочку привязывали к цветущему дереву на счастье. В интерьер же своих жилищ хозяйки селили ещё и ту самую парочку Пижо и Пенду — мартениц в виде кукол. Эта традиция жива в Болгарии и в наши дни. Самую большую радость она приносит детворе. Неудивительно, что яркие фигуры из ниток так понравились и моему ребенку.
По приезде домой на руке дочери стала красоваться мартеница. И пусть этот оберег на её хрупком запястье на недолгий срок — ведь уже можно высматривать в небе ласточек, но зато у меня с ребенком появился маленький секрет в виде красно-белого шнурочка, который ещё больше объединяет нас.
Светлана ВЕРТИНСКАЯ
Ответить