В последнее время часто вспоминается фраза Корнея Чуковского: «В России надо жить долго!» Короткая, она расширяется до эпических масштабов. Сразу понимаешь – насколько это трудно «жить долго», физически трудно выживать на ее широтах. И, с другой стороны, действительно – до чего только ни доживаешь, если все-таки удается.
У сегодняшнего героя «Фамильного древа» вышла как раз такая долгая жизнь. По меркам двадцатого века. На заре жизни он видел крушение старой империи. Вся сознательная и трудовая прошла в выстраивании новой. На закате, наверное, с горечью и обидой наблюдал разрушение того, что с такими невероятными усилиями им и его поколением строилось.
«На заре туманной юности»
Соломон Барит родился 15 июня 1907 года в Брест-Литовске. У учителя еврейской начальной школы (хедера) и местной гимназии Юлиана Александровича Барита и его жены – Марии Исааковны, зубного врача, это был уже третий ребенок. Двум дочерям – Анне и Эмме – к этому времени было семь и пять лет соответственно. На следующий день после рождения младенца в империи был объявлен роспуск Второй Госдумы, ознаменовавший фактическое завершение Первой русской революции.
На какое-то время в определенной степени все успокоилось. Жизнь шла своим чередом в обыкновенных трудах и заботах до начала Первой мировой войны. А дальше, как говорится, пошло-поехало.
Пришлось покидать насиженные места. Эвакуированное население царское правительство в основном отправляло на восток, за Волгу и дальше. Семейству же Баритов удалось обосноваться в Петрограде.
Еще несколько лет после революции глава семейства проработал учителем, затем – бухгалтером в системе народного образования и на строительстве военных объектов. Что ж, оно понятно: при трех детях и жене-домохозяйке иначе выжить было бы затруднительно.
Соломону довелось еще пару лет поучиться в гимназии при старом режиме. Затем пришлось осваивать жизнь и знания по новым учебникам. В буквальном и переносном смысле.
С правильным усвоением учебного и нового жизненного материала у молодого человека выходило все хорошо. Поступил в Ленинградский политехнический институт на инженерно-строительный факультет. Хотя легко, наверняка, не было. После Гражданской из старых кадров преподавательского состава Политеха почти никого не осталось, с новыми сотрудниками имелись большие проблемы в смысле их научной и специальной подготовки. Плюс постоянные реорганизации. Так что по большей части студенту приходилось уповать на самостоятельную работу.
Ну и, конечно же, великие стройки социализма. Одна из главных строек первой пятилетки – «Турксиб». Магистраль, соединившая Среднюю Азию и Сибирь. На ее строительстве Соломон Барит, вместе со многими другими советскими студентами и комсомольцами, прокладывал дорогу к светлому будущему. Можно сказать, проходил практику в полевых условиях. «Турксиб» одним из первых вошел в советскую мифологию. (Если помните, именно на митинге по случаю открытия «Турксиба» Остап Бендер получает вожделенный миллион у Корейко).
Практически одновременно с окончанием строительства магистрали Соломон Барит получает диплом инженера-строителя в Ленинградском политехе. На дворе 1930-й год.
Инженер-строитель и эксперт
Если честно, очень хотелось и название второй главки данного очерка взять из литературы — из Платонова. Например, «Котлован». Но применительно к сегодняшнему герою «Фамильного древа» это выглядело бы более чем двусмысленно. Он-то как раз строил, как говорится, на века. Многие объекты, на которых работал Соломон Юлианович и которые возводились по проектам с его участием, эксплуатируются до сих пор. В этом мне видится трагедийность нашей жизни и истории. Мне кажется, что люди с таким мышлением, как у Соломона Барита, проектируют и строят нечто значительно большее, чем очередной плановый объект, будь то аэродром или нефтеперерабатывающий завод. Они строят, как бы пафосно это ни прозвучало, страну и самую жизнь. Хотя, возможно, я и неправ.
Непосредственно трудовая деятельность нашего инженера началась на строительстве военных аэродромов. Уже через пять лет его назначают старшим инженером на строительстве нового ЦАГИ – Центрального аэрогидродинамического института в городе Жуковский под Москвой. Появление новых высокоскоростных самолетов-монопланов в это время, середине тридцатых, требовало расширения экспериментальной базы, строительства новых комплексов для экспериментальных установок, а также расширения инфраструктуры, нового жилого комплекса.
Следующим этапом работы был Летно-исследовательский институт, аэродром «Жуковский», с его самой большой в Европе взлетно-посадочной полосой. При его строительстве был возведён ряд уникальных специальных аэродинамических сооружений. Все это требовало, естественно, нестандартных и таких же уникальных инженерных и конструкторских подходов и решений. Причем в максимально сжатые сроки.
На работу тогда других не давали. Давали в это же время и другие «сроки». Когда Соломон Барит строил уникальные аэродинамические сооружения, семью одной из его родных сестер – Эммы – арестовали. Мужа ее расстреляли, а ей как члену семьи изменника родины дали восемь лет лагерей. Эта беда не обошла, наверное, ни одну семью огромной страны.
В годы Великой Отечественной войны Соломон Барит руководил строительством оперативных аэродромов. За личное участие в проектировании и строительстве аэродромов ВВС ВМФ командованием Северного флота награжден орденом Красной Звезды.
После Победы Соломона Юлиановича «перебросили» на строительство нефтеперерабатывающих заводов. Являлся главным инженером Куйбышевского территориального управления Министерства нефтяной промышленности – Новокуйбышевский, Куйбышевский и Сызранский нефтеперерабатывающие заводы, нефтяные промыслы Куйбышевнефти. Тот же Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод строился с учетом новых требований производства и выпуска, новых для СССР видов продукции – топливо для реактивных двигателей, масла для ракет-носителей и легковых автомобилей. Все это, думается, требовало и постоянного самообразования. Быть, что называется, в теме и новых отечественных разработок, да и западных новых технологий тоже.
Последней большой стройкой Соломона Юлиановича, завершающим, так сказать, аккордом был аэропорт «Домодедово». Он был главным инженером от начала до завершения строительства. Были построены две взлетно-посадочные полосы с синтетическим армобетонным покрытием. Причем устроены они таким образом, что позволяют производить одновременно и взлет, и посадку самолетов. Таких аэропортов в Московском авиационном узле тогда не было.
Ушел на заслуженный отдых Соломон Юлианович только в 1982 году, в возрасте семидесяти пяти лет. Еще двадцать лет после строительства «Домодедово» работал сначала в ГлавГосэкспертизе Госстроя СССР, затем – экспертом Министерства нефтяной промышленности СССР. Скончался в 1992 году.
Вот человек всю жизнь строил, чтоб другие люди и следующие поколения летали. А мы разве летаем?
P.S. Благодарим проживающую в Москве Нину Соломоновну Барит за любезно предоставленные для подготовки публикации сведения, документы и фотографии.
Ответить