Кобринский суд рассматривал иск согласно решению Брестского областного суда – первоначально в Кобрине дело не приняли к рассмотрению по настоянию дирекции автобазы. Мол, мы переехали в Пинск, значит, там дело и должно рассматриваться. Но судьи облсуда сравнили дату подачи иска сотрудниками автобазы, даты предоставленных директором документов и поддержали требование коллектива: рассматривать по месту проживания истцов.
Работники были уволены 31 января сего года с мотивировкой «отказ работника от перевода на работу в другую местность, вместе с нанимателем». Юридически переезд в Пинск был оформлен 1 февраля 2014 года. Но директор автобазы Николай Максимук на суде сам признал, что его рабочее место и по сей день в Кобрине. «Есть тут дела по недвижимости, по остаткам имущества в других районах…»
В Кобрине рассмотрение иска уволенных работников длилось полтора месяца. Оказалось, что в Пинске на территории головного предприятия «Водстройавтотранс» по улице_Козубовского, 27, куда согласно документам перевели Кобринскую автобазу, для нее не выделены помещения, нет вывески перемещенного предприятия, а директор и бухгалтер по-прежнему «пашут» в Кобрине, наняв в апреле сего года на 0,1 ставки двух юристов из Пинского РСУ «для правовой помощи» (со слов директора Максимука). Дело запуталось так сильно, что даже представитель прокуратуры, поддержавшая в своем выступлении администрацию, перепутала адрес автобазы.
Интересным было и появление в суде директора головного предприятия – ОАО «Водстройавтотранс» Павла Волосюка. Интересным хотя бы потому, что он утверждал перед всем залом, что собирал якобы собрание трудового коллектива, выступал там, а полный зал суда ему со смехом возражал: «Ничего не было! А помощника вашего видим в первый раз!»
На слове-пароле «помощник» фабула заостряется еще больше. Оказывается, слово «вашего» употреблялось в ироническом смысле. Александр Юш, представший в суде в качестве свидетеля со стороны ответчика, является помощником другого руководителя – директора Пинского РСУ, и сам еще какой-то год тому назад был директором Пинского ЖКХ. Именно у Пинского РСУ проявилось большое желание помочь проблемным транспортным предприятиям. Именно ему теперь переданы автомобили и иная техника, которые головное предприятие предоставляло Кобринской автобазе в аренду и которые в декабре 2013 года были изъяты и колонной перегнаны в Пинск.
Что касается головного предприятия транспортников – пинского «Водстройавтотранса», то в его штате на сегодня числятся только директор и главный бухгалтер. На суде также выяснилось, что до прихода П.Волосюка на директорскую должность в 2013 году штат был полный.
В суде оба директора отрицали подачу заявления в Пинский горисполком об изменении юридического адреса Кобринской автобазы. А потом юристы предоставили в суд и заявление одного, и доверенность ему на подписание другого директора.
Факты, говорящие сами за себя, по-моему. Какой уж тут перевод предприятия из-за производственной необходимости! Тем более что поданные представителями истцов в суд документы свидетельствуют: Кобринская автобаза после увольнения в январе истцов не заявляла на Пинской бирже труда освободившиеся вакансии. Фактически речь идет о поглощении транспортных предприятий пинскими строителями.
По-своему интересно было послушать директоров. Они путались в ответах, не знали, сколько у них в штате работников, то и дело беспомощно оглядывались на юристов…
Директор Н.Максимук утверждал, что говорил с каждым работником и каждому предлагал трудоустройство на новом месте в том же качестве, что и в Кобрине. Работники утверждают обратное. Николай Кривулец: «Да ничего подобного. Я уже не говорю о том, что ездить в Пинск водителю практически нереально. Ведь автомобиль надо прогреть. В восемь утра на трассу. Значит, вставать в пять, что ли? Но всё равно – мы втроем ездили в Пинск, спрашивали. На улице Козубовского, 27 о Кобринской автобазе никто и духом не слыхивал, ни техники там, ничего, а вакансий, сказали в РСУ, пока нет».
Судья тоже подметил слабость позиции директора Максимука. «Разослали бы письменные предупреждения о переезде на новое место работы, с точным описанием условий работы. Почтой, с уведомлением. На это у вас деньги были ведь».
Работники в унисон, выходит, свидетельствуют, что обращались к директору с письменным заявлением, чтобы предоставил гарантии трудоустройства в Пинске на прежней штатной должности. Но ответа не получили. Зато были уволены не по сокращению штатов, как это предполагала ситуация.
А ситуация, нельзя не заметить, сложилась непростая. Автобаза уже несколько лет как безнадежно убыточна. Зарплаты мизерные, около полутора миллионов. Поглядев в зал, на посеребренные головы большинства транспортников, я понимаю, что найти стоящую работу в таком возрасте и в условиях Кобрина непросто.
Правда, говорилось на суде о каких-то попытках трудоустроить бедствующий персонал на местном предприятии «Полесье», производящем игрушки и купившем, кстати, значительную часть недвижимости автобазы. Но люди говорили, что там даже штаты сторожей уже заняты. «Электрик наш ходил – сказали, мест нет». А в договор передачи недвижимости трудоустройство сотрудников автобазы почему-то не включили.
Подумалось: интересно, а где был их профсоюз? Ведь это не подарки на Новый год детям – это как раз насущная профсоюзная забота.
Главный правовой инспектор труда областного комитета профсоюза работников агропромышленного комплекса Алина Шабала представляла интересы уволенных в судах. Алина Александровна говорит, что предупреждала директора Максимука не делать опрометчивых шагов. «Захотели сэкономить около 250 миллионов рублей, потому что были уверены, что в Пинск никто не поедет – просто уволятся, и не надо будет платить выходного пособия за три месяца. И вот теперь такие издержки. Нести их придется в любом случае. И в случае выигрыша истцов в суде – моральная компенсация в 5 миллионов, вероятно, будет уменьшена, но компенсация за вынужденный прогул уменьшена быть не может».
Однако суд в Кобрине решил по-другому: в удовлетворении иска транспортникам было отказано, а их увольнение признано правомерным. Этот судебный вердикт Алина Шабала считает необоснованным, «поскольку не были приняты во внимание очевидные вещи: фактический непереезд предприятия на новое место и неполучение согласия работников на перевод на другую постоянную работу в городе Пинске, а именно на таких условиях предлагалось переехать работникам». Она считает, что Кобринская автобаза совместно с пинским «Водстройавтотрансом» ввели в заблуждение регистрирующий орган – Пинский горисполком – об изменении юридического адреса Кобринской автобазы. «Потому что такое заявление делается только по уведомительному принципу в 10-дневный срок после изменения места нахождения. А так они фактически не переехали, зато людей уволили».
Между тем директор Николай Максимук считает свою позицию правильной. Тем более что суд ее, выходит, поддержал. В кулуарах судебных заседаний я услышал, как директора громко назвали «гробовщиком предприятий». Мол, два колхоза уже «замочил», а теперь добивает автобазу. Осторожно спросил Максимума, правда ли, что он многажды директор. Николай Владимирович лишь отмахнулся. Что-то сказал про охотхозяйство. «Конечно, им обидно. Но такая сложилась конъюнктура. Ну, нет грузов…»
Как сказали мне уволенные транспортники, решение суда будет обжаловано в установленном порядке. Количество истцов практически не изменится и составит «цифру Христа» – 33. О результатах противостояния надеемся рассказать в дальнейшем…
Ответить