Летний поток
Начнем с официальной статистики. Согласно данным пресс-службы Министерства внутренних дел РБ, за семь месяцев нынешнего года в Беларусь прибыло более 25 тысяч граждан Украины, при этом большинство из них сделало это в июне-июле. В МВД отметили, что статус беженца еще никому не предоставлялся, но сейчас на рассмотрении находятся 245 ходатайств о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты. Кроме того, около 1,4 тысячи граждан Украины получили разрешение на постоянное жительство, а более чем трем тысячам приезжих позволено временно проживать в Беларуси.
Значительный рост выданных иностранным гражданам разрешений на право трудоустройства наблюдается и в нашем регионе. Как заявил начальник управления по гражданству и миграции УВД Брестского облисполкома Александр Томашев, за полгода выдано более двух тысяч таких разрешений (вдвое больше, чем ранее), а увеличение произошло главным образом за счет притока трудовых мигрантов из Украины: с соответствующими заявлениями обратились 1.024 гражданина этой страны.
По словам Томашева, трудоустройство в Беларуси дает право иностранцу проживать на территории страны на время действия трудового договора. Если этот договор продлевается, а работодатель предоставляет трудовому мигранту жилье, то может быть положительно решен вопрос о получении вида на жительство. В миграционной службе полагают, что в большинстве случаев прибывающие в Беларусь украинцы едут целенаправленно и по конкретному адресу. Кроме того, некоторые из них прежде уже посещали страну с перспективами трудоустройства либо используют при выборе места работы рекомендации проживающих здесь родственников.
Вакансии для рабочих рук
Между тем, по данным комитета по труду, занятости и социальной защите Брестского облисполкома, в настоящее время почти 90 организаций региона заявили о своей готовности принять на работу граждан Украины. Среди более чем шестисот вакансий особенно востребованы строители и специалисты для работы в сельском хозяйстве. Что же предлагается переселенцам?
К примеру, стройтрест №8 в Бресте готов взять несколько десятков квалифицированных бетонщиков, электросварщиков, плотников 4-5 разряда, обещая украинцам заработок в размере 3,5 миллиона рублей и проживание в том самом здании, которое им предстоит строить. Аналогичные условия ночлега, но при зарплате 5,5 миллиона рублей, предоставляет строительная фирма «Алвора-Бел».
Швеи и разнорабочие требуются ОАО «Брестский чулочный комбинат», где гражданам Украины готовы платить от 2,2 до 2,5 миллиона рублей и заселить в общежитие. Для одиноких переселенцев предоставляет места в общежитии и филиал «Брестгорремстройтреста» «Ремонтно-строительное управление N1»: тут нуждаются в штукатурах, облицовщиках-плиточниках, изолировщиках по теплоизоляции (зарплата – 4 миллиона рублей). До недавнего времени пять вакансий овощеводов с обещанным заработком в размере 5 миллионов рублей имелись в тепличном комбинате «Берестье», где также можно получить койко-место в общежитии, а вот в КУСП «Молодая гвардия» Брестского района приглашаемым водителям (4 млн. рублей) и операторам машинного доения (5 млн. рублей) жильё не обещают.
Сельская перспектива
В целом же перспектива переселиться в сельскую местность, чтобы иметь крышу над головой, может быть привлекательна для тех, кто приехал с Украины и готов работать в агросекторе. Так, квартиру или жилой дом можно получить, устроившись в Барановичском районе трактористом, оператором машинного доения или ветеринарным врачом при обещанной зарплате от 3,5 до 5 миллионов рублей. Труд экономиста на селе ценится меньше (1,8 млн. рублей), но квартира также предоставляется.
Судя по объявлению на сайте Министерства труда и социальной защиты РБ, в два хозяйства — СПК «Орепичи» Жабинковского района и КСУП «Племенной завод «Дружба» в Кобринском районе – нужны главные ветеринарные врачи, которым готовы платить 6-7 миллионов рублей и предоставить служебное жилье (квартиру или дом).
Прочь, бюрократия!
И всё же далеко не всегда официальные вакансии являются подходящим вариантом для граждан Украины, приехавшим в Беларусь из-за драматических событий в своей стране. И тут либо они сами, либо те, кто их приютил, сталкиваются с другим неприятным нюансом: за оформление документов (в том числе, за прохождение медицинского осмотра) приходится платить. И платить немало. Согласно ныне действующему в Беларуси законодательству, иностранные граждане из стран СНГ безвозмездно могут рассчитывать только на скорую и неотложную медицинскую помощь. Более того, даже получив вид на жительство в РБ, гражданин Украины или, допустим, Молдовы при оказании плановой медицинской помощи всё равно будет вынужден оплачивать эту услугу. А вот иностранному гражданину из страны, не входящей в СНГ, обретение вида на жительство гарантирует получение бесплатной медуслуги наравне с белорусами. Такой вот нонсенс.
Удивительно воспринимается и тот факт, что семья брестских фермеров, давшая кров переселенцам из Украины, дабы максимально упростить этим людям легализацию на территории Беларуси, купила за 3 миллиона рублей лицензию, которая дает право иметь в их фермерском хозяйстве сотрудников-иностранцев (об этом «БК» рассказывал в одной из прежних публикаций). Неужели в тех форс-мажорных обстоятельствах, с которыми столкнулись украинцы, прибывшие из района боевых действий, они не могут рассчитывать на преференции со стороны белорусского государства?
Похвально, конечно, что в связи с тяжелой ситуацией, сложившейся в Украине, и увеличением числа граждан, прибывающих оттуда на территорию нашей страны, Белорусский Красный Крест объявил сбор пожертвований среди населения для оказания гуманитарной помощи переселенцам (за собранные деньги планируется обеспечить нуждающихся продуктовыми и гигиеническими наборами, сезонной одеждой, медикаментами). Но совсем нелишним, а очень даже эффективным может оказаться другая помощь, когда наши госструктуры не на словах, а на деле облегчат переселенцам бюрократическую процедуру, в отдельных случаях просто освободив украинских переселенцев от различных платежей, предусмотренных для иностранцев. Пока же инициировать этот процесс местные власти не решаются, ссылаясь на необходимость внесения изменений в миграционное законодательство.
Ответить