Имя Стрельцова обросло легендами еще при жизни. Вундеркинд, гениальный футболист, дебютировавший в составе сборной страны в 17 лет. На матчи с его участием народ ходил как на спектакль, как на бенефис актера. Именно, что «на Стрельцова». Когда он получал мяч, стадион замирал в ожидании чуда. Потом случилась эта злополучная история с изнасилованием, до сих пор толком невыясненная, громкое уголовное дело, отсидка в лагере. И спустя восемь лет он вернулся в большой футбол. Вновь играл за «Торпедо» и сборную.
Об Эдуарде Стрельцове написано несколько книг, в том числе в серии ЖЗЛ, сняты документальные фильмы. Теперь, наверное, пришло время художественного осмысления его судьбы.
— Роман, естественно, не выдавая всех секретов, расскажи, что представляет собой этот сериал? Классический байопик? Попытка художественного исследования? Есть ли подспудное желание расставить все точки над «i» в судьбе гениального футболиста?
— Работа над сценарием шла больше двух лет, и сам проект возник в первую очередь благодаря упорным усилиям кинокомпаний ТМgroop и ЦентралПартнершип и продюсерам Рауфу Рашидовичу Атамалибекову и Ольге Кочетковой, а также исполнительным продюсерам Игорю Поршневу и Резо Шарабидзе, все они выпускники ВГИКа.
Автор сценария Илья Цофин, выпускник ВГИКа, тоже имеет прямое отношение к городу Бресту – его отец служил в Бресте более 10 лет.
История Эдуарда Стрельцова – это не просто история талантливого и сверхуспешного футболиста, это история человека, осознавшего свое призвание, история человека, как сформулировал сам автор, дорога которого идет через тернии к звездам. Стрельцов – это игрок, выходивший на поле для того, чтобы выиграть игру любой ценой, потому что за ним стоит его поколение и страна. Но в первую очередь это художественная история, история героя, а не документальная драма.
И основной вектор истории у нас идет на то, что все наши персонажи от Стрельцова и Хрущева до Фурцевой или следователя МГБ были подвержены своим страстям и слабостям, они все были подвержены своим «вакханалиям азарта», как пелось в одной песне Леонида Филатова.
— Сейчас съемки проходят здесь, в Минске. Планируются ли выезды за границу, например, в Мельбурн, где блистал Стрельцов на Олимпийских играх? Будут ли съемки в Сибири, где он отбывал свой срок?
— Сниматься все будет в Минске и Москве. Выезжать куда-то нет смысла, этих зданий и фасадов уже не существует. Что-то будем рисовать под компьютерную графику, а многое будет строиться, тюрьма тоже.
— Актерский состав сформирован полностью? Будут ли в сериале звезды? Или в основном задействованы молодые актеры, которые только начинают свой путь в большом кино?
— Старшее поколение актеров в картине — это Наталья Данилова, мать Стрельцова, актриса, снимавшаяся в одной из главных ролей в фильме «Место встречи изменить нельзя», Валерий Баринов в роли Хрущева, Ольга Тумайкина в роли Фурцевой, а также Жанна Эппле, Сергей Юшкевич, Виталий Кудрявцев, Евгения Ахременко, Александр Аверков, Елена Дубровская и в главной роли – Дмитрий Власкин, актер МХТ им. Чехова, выпускник мастерской Игоря Золотовицкого.
В эту картину я утвердил несколько актеров и актрис брестских театров. Одну из героинь сериала играет молодая актриса брестского Театра кукол Оксана Чивелева, у нее уже было несколько смен, уже отснялся Сергей Кондратюк, утверждены на роли и эпизоды Денис Сорока, Екатерина Гараева, Евгений Тарасов, Ирина Давыденко, Денис Липкин, Андрей Пилипчук и другие.
Уверен, если у белорусского театра и кино будут серьезные исследователи, то мимо этой картины они пройти не смогут, потому что в ней снимаются Александр Ефремов, Модест Абрамов, Юрий Вутто, Александр Гарцуев, Игорь Фильченков, Владимир Мищанчук, Иван Павлов, Геннадий Давыдько, Сергей Гиргель, то есть лидирующие представители цеха белорусской режиссуры и педагогики. А постановщик футбольных сцен в фильме – Владимир Курнев, работавший тренером в брестском «Динамо». В футбольных сценах принимают участие белорусские футболисты первой лиги.
— Роман, ты уже работал в больших постановках – «Брестская крепость», «Высоцкий», самостоятельно снимал эпизоды в некоторых сериалах. Это твой первый большой самостоятельный проект. Каково это – самому всем заправлять на съемочной площадке, или, если перейти на спортивную терминологию, быть главным тренером у кромки поля? И, вообще, как непосредственно ты сам оказался в «Созвездии Стрельца»?
— Я сделал монтаж-превью для канала, его увидели, и вот я снимаю. А касательно главного тренера – у вас устаревшая информация. Я уже снял больше 140 серий для дневного эфира Первого канала, канала Россия, Рен-ТВ. И там тоже, кстати, снимались актеры из Бреста. Ощущения те же, когда я ехал на репетиции в Брестский театр: я отвечаю за материал, историю, качество актерской игры, время и деньги. Разница только в масштабах и ресурсах. А когда ты чувствуешь доверие и уважение актеров, художников и группы, работается значительно легче. Так что этот проект сложно назвать дебютным.
Вместе с оператором Михаилом Онипенко были разработаны подробные раскадровки сериала, по которым мы и работаем. А сам сериал снимается на те же камеры, что снимался «Сталинград», например. Часть группы работала на знаковой картине для брестчан – «Брестская крепость», и я рад, что удалось подтянуть их на эту картину.
— Россия переживает некоторый футбольный бум, строятся новые стадионы, в чемпионат приезжают звезды мирового уровня. Чемпионат мира уже не за горами. Этим фильмом вы попадаете, так сказать, в струю, идете в ногу со временем? Будет ли в фильме некоторый воспитательный, назидательный, что ли, элемент для подрастающего поколения?
— Конечно, если под назидательностью понимать выражение: будь собой, не дай себя унизить, занимайся ТОЛЬКО любимым делом, помни, откуда ты, цени дружбу, береги своих, лови момент, не будь стукачом, держи данное слово, все реально в этой жизни. Слова простые, но жить по ним непросто. История об этом, и те, кто ее посмотрит, вне зависимости от их отношения к советской истории и футболу, увидят историю на все времена о людях со стержнем и своей системой координат. Эти ценности всегда актуальны.
О чемпионате мы размышляли, конечно. Но сейчас, например, в Минске идет республиканский чемпионат по футболу, на некоторые матчи мы ходили специально, сейчас делим стадионы под наши съемки. Сам футбол мы будем снимать по новым технологиям, один из операторов прилетел из Америки, он работал на «Пиратах Карибского моря 4» и «Перевале Дятлова», например. Один матч мы уже сняли, результат впечатляет. Друзей Стрельцова по юниорской сборной тоже, кстати, сыграли брестчане Саша Ромашкин и Саша Заяц.
И вы знаете, история не о русском Пеле, это история об Эдуарде Стрельцове, о том, как он САМ выходил на поле. У него не было званий, у него было имя.
P.S. Довелось поучаствовать в съемке одной из сцен фильма и автору интервью. На фото – после съемки с исполнителем главной роли Дмитрием Влаксиным.
Наша справка: Роман Гапанюк
Родился 5 июня 1981 г. В Бресте. Окончил СШ № 23. Окончил Белорусскую Государственную Академию Искусств, режиссура — мастер курса Народный артист РБ Александр Ефремов, и ВТУ им. Щукина в Москве, мастер курса заслуженный артист России Александр Поламишев. Работал режиссером-постановщиком в Брестском театре драмы и музыки, ЦМТ. В Бресте выпустил спектакли «Бешеные деньги», «Похитители чудес», «Цена», «Случай в зоопарке», «Когда часы 12 бьют» и др. В составе режиссерской группы работал в фильмах «Брестская крепость», «Высоцкий». Как режиссер постановщик снимал сериалы «Понаехали тут», «Особый случай», «Семейные драмы», «Переговорщики» , «5 стража», «Верное средство», «Засуди меня» и др.
0 комментариев
Глеб Александров
24.09.2014 в 19:41Оксана Чивелёва
24.09.2014 в 19:41На фото не Дмитрий Власкин. Это Кирилл Кузнецов — исполнитель роли Караханова.