Някрошюс всё равно не любит говорить с журналистами (а критиками и подавно) о своих спектаклях театра Meno Fortas. И его вполне можно понять – создатель уже всё сказал в творении, а вы смотрите, думайте, переживайте и пережёвывайте. Да, постановки не однозначные. Да, метафоричные. Да, символичные. Да, сложные. Да, многослойные. Нот в этом же и харизма! Каждый может трактовать и сюжет, и отдельные сцены, и даже определённые предметы по-своему! Исходя из своих чувств, знаний, глубин подсознания, религиозных убеждений, меры совести и веры. Потому что произведения Някрошюса – очень личные. Они касаются лично его и лично каждого зрителя.
— Всё придет, если не изменять своему чувству, — пишет он на своей странице ВКонтакте, к слову, открытой для всех.
Сколько можно потерять?
Постановка «Книга Иова» (это второе обращение режиссёра к текстам Ветхого завета после Соломоновской «Песни песней») рассказывает историю человека, который имел всё – богатство, славу, большую семью, отменное здоровье, хороших друзей и прочее составляющее успешной жизни. И который за короткий промежуток времени всё потерял. Не потому что был супергрешен. Просто Бог и дьявол поспорили, на сколько хватит его веры, если первый уберёт от него свою милость, а второй будет творить с ним что хочет. Не зря Библия говорит: «Каждый своею верою жив будет» — Иов пытался выстоять и не проклинать Бога, исходя из своей.
Как отмечал сам Някрошюс, «это, во-первых, прекрасная литература. Прекрасная философия. И каждого человека мучают те же самые вопросы, на которые нет ответа».
Интересно, что каждый из критиков увидел на сцене и за игрой актёров своё. Впрочем, как и каждый зритель. Некоторые, как Анастасия Иванова (театральный критик из Москвы), скажут, что это спектакль – открытый для людей разных религий, что он — про понимание мира. Кто-то, как журналист и театральный критик из Эстонии Этери Кекелидзе, рассмотрит несколько параллельных линий в сюжете, одна из которых – Иов как прообраз Иисуса Христа. Для кого два героя на сцене – Бог и дьявол, а другой подумает – это два ангела противоположностей у человека. Но, наверное, все, как и критики на «Белой веже», сойдутся в одном мнении: Някрошюс – гений, и его работы – работы зрелого мастера, отточенные и продуманные до мелочей.
Взять хотя бы старый деревянный письменный стол, который в спектакле играет разные роли (убежища, норы, разума и даже жизни, которая разлетается по шуфлядкам). Как вспоминают актёры, Някрошюс просто сказал: «У меня дома стоит такой стол, и я бы хотел такой стол видеть на сцене». Похожего предмета мебели не нашли, тогда режиссер привёз на репетицию свой собственный стол. С тех пор тот и остался в труппе (как-то в реквизит его не хочется отправлять, будто он одушевлённый).
— Мы этот стол очень бережём, — признаются артисты. — Это же его стол!
Так что брестчане могли лицезреть пресловутый предмет мебели на сцене БАТД (лично узнала у литовцев – это он).
Из министерского кресла – на подмостки
Также критики отметили с восхищением игру Ремигиюса Вилкайтиса в роли Иова. То, что делал на сцене этот актёр, даже игрой не назовёшь – настолько реальны были страдания плоти и души. К слову замечу, что Вилкайтис буквально 4 года назад был министром культуры Литвы (вошёл в правительство от партии Народного возрождения), а после министерского кресла вернулся на подмостки. Литовские журналисты не баловали его лестными словами, когда он имел портфель. Даже обижались — писали, что однажды, когда работники пера его слишком достали, Вилкайтис обозвал их «больными» (сейчас чиновники хлопают в ладоши, т.к. им чувства министра понятны). Но когда пиджак чиновника он опять сменил на маску лицедея – журналисты и критики ему аплодируют.
Я чуть выговорила при знакомстве его красивое имя, на что он с улыбкой отреагировал: «Просто Румус. Зовите меня Румус».
Так вот, Румус Вилкайтис – весьма известный артист как в театре, так и в кино, и к тому же театральный педагог. У него музыкальное образование – в 1975 году окончил Литовскую государственную консерваторию. После чего стал играть в молодёжном театре, а с 2000 года – сниматься в кино. Сыграл более 20-ти ролей в различных фильмах и кино-спектаклях. Среди них главные – в картине «Месье» и короткометражном фильме «Мой отец». Ему приходилось перевоплощаться в телеграфиста и сержанта, бездомного и адвоката. И даже в привидение. Но всё же основные роли – на сцене театра. И роль Иова из них, пожалуй, самая главная.
24 мая Вилкайтис отметил своё 64-летие. Старым себя не считает. Скорее, мудрым.
— Как там сейчас Павел Латушко? – спросил он у меня. – Мы в своё время с ним очень дружили и хорошо сотрудничали.
Это они, министры культуры двух стран, подписали Программу сотрудничества в сфере культуры между Беларусью и Литвой на 2010 — 2011 годы, которая предусматривала, в частности, обмен специалистами с целью проведения исследований объектов недвижимого культурного наследия, работы в хранилищах музеев, библиотек, архивов и т.д. Вилкайтис ещё тогда отмечал, что наша страна «с культурной стороны очень интересна», а сейчас убедился в этом и в качестве артиста, побывав на театральном фестивале «Белая вежа».
Наталья АЛЕЙНИКОВА (фото автора)
P.S. Многие критики после просмотра спектакля «Книга Иова» говорили, что им захотелось пересмотреть постановку снова и снова, чтобы более подробно углубиться в неё, изучить детали, которые, может быть, ускользнули от понимания во время первого просмотра. А меня потянуло снова перечитать Библейскую «Книгу Иова» — Някрошюс, конечно, гений, но Истина дороже.
Эймунтас Някрошюс о…
— «Не изменяй своему голосу, держись своей линии и своего направления. Одни идут против ветра, другие предпочитают, чтобы ветер дул в спину. А мне нравится, когда ветер в лицо. Так свежее идти.»
— «С самых первых шагов в профессии надо научиться верить себе, настаивать на собственном видении, а не «прогибаться» перед публикой или начальством.»
— «На всех своих мастер-классах я повторяю молодым режиссерам: не бойтесь быть собой! Пусть корявое, несовершенное, но свое, чем грамотное, сделанное, но чужое. Человек должен жить своей жизнью, пусть нелегкой, а не чужой, пусть блестящей… Можно обмануть публику, но ведь самого себя не обманешь. Когда удается что-то сделать свое – это такая катапульта для расширения души… А ведь, собственно, ради этого мы и работаем. Иначе – зачем?»
— «Да все проще в режиссуре. Делайте свой театр. Такой, каким его только вы чувствуете, и запаситесь терпением».
— «Рай» – более личное мое высказывание. Я верю в рай, так легче жить. И мне кажется, что каждый должен верить в рай».
— «Не страшно падать, страшно после падения повернуть назад».
0 комментариев
Наталья Алейникова
20.09.2014 в 14:38ОЛЕГ
20.09.2014 в 14:38Да интересный факт — политик, министр и актер. Я думал, это только в Америке актеры президентами могут стать