Запад, судя по программам ВВС, за двадцатый век уже насчитал пять волн русской эмиграции. И, пожалуй, только эмигранты первой волны еще питали какие-то надежды и иллюзии. В своем изгнанничестве они даже видели особую миссию. Они так и заявляли миру: «Мы не в изгнании, мы – в послании». Остальные волны эмиграции накатывали уже без какого-либо романтического флера, скорее, в силу инстинкта самосохранения. Элементарно – человеческой жизни, но нередко – и ради сохранения таланта, возможности сделать, сотворить то, к чему влекло призвание.
Эмиграция второй волны связана с событиями Второй мировой войны. Только небольшая часть эмигрантов – это те, кого именовали предателями, кто оказался на службе фашистского режима. В основном же решили остаться на Западе те, кто оказался в плену и прекрасно понимал, что ждет их на родине, либо – угнанные на работы в Германию и тоже не пожелавшие возвращаться. К тому же следует помнить, что большую часть этой самой второй волны эмигрантов составляли выходцы с земель Западной Белоруссии и Украины, а также стран Балтии, которые вкусили все прелести советского режима после 39-го года.
Сегодняшним героям «Фамильного древа» многое предстояло пережить, прежде чем они, оказавшись в Америке, смогли исполнить свое предназначение. Кажется, что линии их судеб были предначертаны свыше. Храмы, которые разрушали на родине, они в это же время возводили в Новом Свете.
Под мирным небом
Сергей Николаевич Падюков родился 23 октября 1922 года в Бресте, входившем тогда в состав Польши. До Первой мировой войны его родители – Николай Никифорович и Анна Никитична — жили в Бяла-Подляске. Война, как водится, многое переиначила в их жизни. Учителю по профессии пришлось взять в руки оружие и идти на фронт. Уже после войны и революции осели в Бресте. Видимо, Падюков-старший сразу понял, что с Советской властью ему не по пути. Бывший учитель занялся мелкой коммерцией. Да настолько преуспел в делах, что спустя некоторое время стал владельцем гостиницы «Европейская». Сыновья – Сергей и Аркадий – учились в русской гимназии. В Сергее постепенно стали открываться творческие способности, он всерьез увлекся скульптурой. Жить-поживать, да добро наживать. Но покой нам только снится…
Некуда бежать
В сентябре 39-го семья Падюковых оказалась перед выбором: большевистская Россия или Третий рейх. Если, конечно, это можно назвать выбором. Перспектива оказаться в Сибири устрашила их больше. Перебрались в Варшаву. Из Варшавы их отправили на принудительные работы в Германию.
Судя по всему, находясь на этих работах, братья вступили в Народно-Трудовой союз российских солидаристов (НТС) – в те времена подпольную политическую организацию русской эмиграции. По некоторым данным, оба брата активно участвовали в деятельности НТС. Во всяком случае, Аркадий был арестован в Смоленске, уже после освобождения города от немцев, органами ГПУ и за свою политическую деятельность был расстрелян в 1943-м. Ему было 25 лет.
Младшему брату повезло. В мясорубке Второй мировой Сергей выжил. В конце войны оказался на территории, контролируемой французскими войсками. Была, конечно, опасность, что выдадут советским властям, но обошлось.
Без малого десять послевоенных лет он провел в Западной Германии. Учился в Мюнхенском университете и Высшей Технической школе в Карлсруэ. Окончил факультет архитектуры и градостроительства. Во время учебы познакомился со свое будущей женой. После того как немка Герда приняла православие, они поженились. А в 1954 году новоиспеченная русско-немецкая семья получила вид на жительство в США.
Новый Свет
Если ты трудоголик, то в Америке уже не пропадешь. А если к тому же Бог талантами не обделил, то есть все шансы выбиться наверх и сотворить что-нибудь стоящее. «Надо только выучиться ждать». Через шесть лет после получения вида на жительство Сергей Николаевич подтвердил лицензию архитектора и открыл архитектурную фирму. Поначалу занимался строительством типовых домов, гостиниц, ресторанов. Вникал, так сказать, в дело. Постепенно пришло осознание, насколько жесткая конкуренция в американском строительном бизнесе. Осознание того, что заказчику необходимо предложить более дешевый и быстрый способ строительства. Значит, нужно придумывать и предлагать что-то свое, чтоб быть на шаг впереди конкурентов. Так архитектор Падюков первый в мировой практике строительства церковных зданий применил стекловолокно для изготовления куполов и купольных барабанов. Также он предложил новую технику позолоты купола — еще до его монтажа. Он не боялся экспериментировать в проектировании храмов, смело вводил элементы конструктивизма в оформление церквей. Не всегда это вызывало положительную реакцию, зато точно способствовало популярности архитектора. А если у тебя появилось имя, если о тебе говорят, значит, ты и прав. В конце концов, архитектором Падюковым, уроженцем Бреста, построено в Америке 45 христианских храмов, и не только православных, но и католических. К тому же он восстанавливал китайский буддийский храм в Чикаго. По его же проекту был восстановлен сгоревший Собор Архангела Михаила в Ситхе на Аляске. Четыре храма, построенных Падюковым, получили статус архитектурных памятников.
Несмотря на профессиональную востребованность и загруженность, Сергей Николаевич продолжал активно заниматься политической деятельностью. Он помогал обустроиться новым эмигрантам, подключился и к правозащитной деятельности. Во времена перестройки основал в Москве Организацию по документации нарушений прав человека. Часто приезжал в Россию. По возвращении из одной из таких поездок к себе домой в Томс-Ривер, Нью-Джерси, буквально накануне 71-го дня рождения Сергей Николаевич Падюков скончался.
Американский староста
К сожалению, о старосте церкви преподобного Серафима Саровского в городе Си-Клиф, штат Нью-Йорк, известно гораздо меньше. Михаил Станиславович Рыль родился 27 июля 1931 года в Бресте. Биографическая справка, найденная нами, утверждает, что предки его были голландско-немецкого происхождения и носили фамилию Ван Рыль. Дед и отец его были строителями. А родственники по материнской линии были врачами, служили в русской императорской армии, имели чины статских советников. Видимо, как и у отца Сергея Падюкова, у Рыля-старшего были серьезные расхождения с Советской властью.
Каким образом семейству удалось пережить войну и оказаться в Западной Европе, нам выяснить не удалось. В Америку Михаил Рыль прибыл 26 февраля 1951 года. Американское гражданство получил через пять лет. Судя по всему, сначала занимался воспитанием подрастающего поколения. Сначала в скаутском движении, затем в эмигрантской Организации российских юных разведчиков (ОРЮР). Так же, как и Падюков, был членом НТС.
Главным же делом его жизни следует, наверное, признать, что он построил три православных храма-часовни в стиле деревянного русского зодчества на американской земле. В городах Магопаке и Новом Павловске, а также часовню Св. Пантелеймона на озере Киттатини в штате Нью-Джерси. Занимался реставрационными работами в православных храмах Нью-Йорка. Между прочим, настоятелем Серафимовского храма в Си-Клифе, где служил старостой Михаил Станиславович, почти полвека был отец Митрофан (Зноско-Боровский) – легендарная личность и тоже уроженец Брест-Литовска.
Да, как-то так выходит, что в Америке место находится всем — людям разных национальностей и вероисповеданий. И ничего, как-то сосуществуют…
1 комментарий
Леонид
23.03.2017 в 23:31Статья о Падюкове из Википедии пересказана живо! Жаль, что фотографии не открываются.