«Заморозки» неизбежны?
Действительно, события в Украине привели к тому, что белорусская проблема для ЕС и США отошла на второй план: когда на кону вопрос войны, политикам не до проблем демократии, прав человека, политзаключенных.
— На фоне украинских событий белорусская стабильность выросла в глазах западных демократий. Да и энергоресурсы транзитом через Беларусь в Европу идут стабильно. К тому же в сравнении с Путиным для Запада Лукашенко тоже уже не такой «плохой парень», — считает политолог Валерий Карбалевич.
Беларусь никогда и не была среди главных приоритетов Запада, замечает директор Центра европейской трансформации Андрей Егоров. «Другое дело, что украинские события изменили геополитический расклад и политику международных субъектов в регионе. Переосмысливаются общие походы в области безопасности, политического сотрудничества», — отмечает политолог. По мнению Андрея Егорова, у Запада до сих пор нет осмысленной стратегии в отношении к проблемным странам региона – Беларуси, Азербайджану, Армении. Европейским политикам не нравится то, что здесь происходит. Они понимают, что в долгосрочном режиме эта ситуация не обеспечивает стабильности и безопасности. Но де-факто сделать с этим ничего не могут.
— Вот почему отношения развиваются по принципу качелей – «заморозка — потепление, заморозка – потепление». Сейчас мы на стадии очередной оттепели, которая началась с конца 2013 года. Но без переосмысления общих подходов со стороны ЕС эксцессы неизбежны. И опять наступят очередные «заморозки», — прогнозирует эксперт.
Даже без «косметического» ремонта
— В ближайшей перспективе не будет ни малейших послаблений для оппозиции и политических оппонентов, — на этом, по мнению Андрея Егорова, не будет настаивать Запад, да и белорусское общество, напуганное украинским кризисом, стало еще выше ценить стабильность и спокойно отнесется к репрессиям против оппозиции, которая в его глазах ассоциируется с Майданом и хаосом. К тому же одним из главных уроков 2010-го года для Лукашенко стало то, что не надо отпускать вожжи и устраивать либерализацию. Да и Майдан показал белорусской власти, что протесты следует душить в зародыше.
— Ничто не вынуждает сегодня власть проводить политические реформы, – поясняет свою позицию политолог. — Нет ни экономических причин, ни внутренних процессов в стране, которые бы заставили ее пойти на этот шаг.
Вроде бы вынуждает к реформам экономическая ситуация. Но сегодня для Беларуси снова складывается выгодная конъюнктура благодаря санкциям ЕС против России. Кроме того, Россия не откажется субсидировать Беларусь хотя бы потому, что ситуацию в Украине она в свою пользу не решила. Ей не нужны проблемы внутри Таможенного союза и ЕАЭС. «Даже если экономика России будет падать, скорее, будет страдать российское население, чем Россия откажется от поддержки сателлита», — прогнозирует Андрей Егоров.
«Уходить не собирается»
Но ведь у власти могут быть и свои интересы. Возможны ли хотя бы игра в многопартийность (а тема создания «партии власти» на базе «Белой Руси» периодически актуализируется), внедрение пропорциональной избирательной системы? К тому же рано или поздно нужно задумываться и о механизмах передачи власти.
— Я не вижу, для чего Лукашенко нужна партия власти, – отвечает Валерий Карбалевич. — Сегодняшняя система работает и дает нужный результат. Угроз ей нет, и от добра добра не ищут. Переход же к пропорциональной системе приведет к изменению системы позиционирования власти, политических партий. Представители партий должны будут апеллировать к обществу, им нужно давать доступ к СМИ, в том числе к телевидению. Смысла в этом нет. А вопрос о передаче власти в Беларуси вообще не стоит. Лукашенко никуда уходить не собирается.
Какие перемены нужны стране?
Главной политической переменой должны стать децентрализация управления и реформа судебной системы, полагает заместитель председателя гражданской кампании «Говори правду!» Андрей Дмитриев. «Создание реального местного самоуправления с самостоятельными бюджетами и выбранными, а не назначенными мэрами, и независимая судебная власть — это позволит вовлечь общество в принятие политических решений и обеспечить верховенство закона», — отмечает он.
Чиновник должен потерять право принимать самоличные решения без оглядки на общество. Конечно, нужно создать и сбалансированную систему в центре, вернуть полномочия парламенту. «Но без децентрализации внизу и независимой судебной системы вертикаль быстро восстановит свои позиции», — считает политик.
Ориентация на сильную власть
Но если общество всё же задумается о реформах? Скажем, в случае ухудшения экономической ситуации, что выглядит отнюдь не фантастически. Ведь без политических невозможны и сколь-нибудь значимые экономические реформы. Какая политическая система привлекательнее для Беларуси на период реформирования — президентская или парламентская республика?
Вопрос не праздный – провести болезненные экономические реформы проще при сильной исполнительной власти. Примеров множество — от Аугусто Пиночета в Чили до Ли Куан Ю в Сингапуре. В то же время при парламентской республике «разгул демократии» запросто может привести к тому, что реформы будут буксовать.
— Беларуси нужен баланс властей, — считает Андрей Дмитриев. — Президент нужен, но премьера должен назначать парламент. Что касается переходного периода, то для успеха тут нужен не «бездумный кулак», а национальное согласие по основным ценностям и принципиальным вопросам.
Сегодня белорусское общество ориентировано на сильную власть: «в стране должен быть хозяин». Что такое парламентская система, большинству представителей электората непонятно, поэтому «политические силы, предлагающие такую форму, не будут поддержаны», отмечает Валерий Карбалевич.
Что касается ситуации, когда авторитарный лидер жесткой рукой проводит непопулярные в обществе экономические реформы, — это было бы, по мнению Карбалевича, неплохим вариантом. Но представить себе в этой роли Александра Лукашенко эксперту трудно: «Реформы — это в том числе и смена образа, а образ реформатора для Лукашенко ненатурален. Его электорат не поймет и не поддержит такую перемену».
Похоже, что тезис «от добра добра не ищут» актуален не только во власти, но и для значительной части белорусского общества.
Ответить