Анализ показал, что потребительская активность населения в Беларуси растет, хотя улучшение настроений является неравномерным. Кроме того, наблюдается замедление темпов роста готовности граждан совершать крупные покупки. Замедление роста потребительской активности, очевидно, связано со сложными экономико-политическими процессами в соседних странах – Украине и России, являющихся крупными торговыми партнерами Беларуси.
В целом по стране покупательская активность населения выросла на 30% относительно осени прошлого года. Худшая динамика зафиксирована в Гродненской области, где число респондентов, стремящихся совершать крупные покупки, снизилось по сравнению с прошлым годом на 1,3%. С другой стороны, в остальных регионах сохраняется положительная динамика потребительской активности. В Брестской области число потребителей, намеренных совершать крупные покупки, выросло на 37%, в Витебской области – на 34%, в Гомельской области – на 47% и в Минской области на 40%.
Социологические данные свидетельствуют, что в Беларуси за последний год зафиксирован рост потребительской активности населения на рынках недвижимости и автотранспорта по сравнению с прошлым годом. При этом спрос на приобретение частных домов демонстрирует больший прирост, чем интерес к квартирам (60% и 30% соответственно). Однако надо помнить, что спрос на квартиры по-прежнему опережает интерес к частным домам.
По регионам рост спроса на дома и квартиры выглядит следующим образом: в Брестской области он увеличился за последний год на 40% и 67%, в Витебской – на 32% и 67%, в Гомельской – на 64% и 85%, в Минской – на 25% и 63%, в Могилевской области – на 32% и 59% соответственно. Единственный регион Беларуси, где спрос на недвижимость, напротив, упал, – Гродненская область. Здесь число желающих приобрести новую квартиру сократилось на 3%, а спрос на частные дома вырос всего на 12%.
Потребительская активность населения на рынке автотранспорта более скромная, чем на рынке недвижимости. Спрос на новые автомобили по стране в целом вырос только на 18%. В Брестской области отмечен рост интереса к автомобилям на 24%, в Витебской – на 17%, в Гомельской – на 37%, в Гродненской – на 9%, в Минской – на 5%, в Могилевской области – на 49%.
Активность населения на рынке труда остается на достаточно высоком уровне. Наибольшего пика число заинтересованных в поиске новой работы достигло в январе текущего года, после чего наметилась тенденция к спаду. Тем не менее, осенью число соискателей рабочих мест начало снова расти – желающих найти новую работу стало на 18% больше, чем осенью 2013 года. Спрос на новые рабочие места вырос на 14% в г. Минске и Минской области, на 36% он поднялся в г. Могилеве. В г. Гродно, напротив, число людей, находящихся в поисках новой работы, сократилось по сравнению с прошлым годом на 13%.
Чаще всего граждане Беларуси, нацеленные на трудовую миграцию, в качестве нового места пребывания рассматривают Россию. Так, в Минске число тех, кто хотел бы работать в РФ, выросло за год на 20%, в Бресте – на 50%, в Витебске – на 64%, в Гомеле на 118% и в Гродно на 90%.
Число желающих трудоустроиться на территории европейских государств, и в частности, в Польше — сокращается. Своего пика данный показатель достиг в декабре прошлого года и с тех пор снижается с незначительными отскоками вверх – тех, кто стремится найти работу в Польше, стало на 8% меньше, чем в прошлом году.
Как отмечают социологи, снижение интереса к работе в ЕС характерно для всей Беларуси, за исключением двух областей на западе страны. Среди жителей Гродно число желающих найти работу на западе подскочило на 34%, спрос на работу в Польше вырос на 18%. В Брестской области число желающих уехать на заработки в Европу увеличилось на 55%.
Заметно, в полтора раза, увеличилась группа респондентов, рассматривающих для себя возможность приобрести квартиру в Москве. В основном это жители г. Минска и области, а также восточных регионов Беларуси. С другой стороны, ее граждане не проявляют большого интереса к недвижимости в прочих регионах РФ, хотя спрос на российскую недвижимость в последние месяцы несколько вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
КСТАТИ
Департамент социологии Финансового университета при правительстве РФ за последнее время провел аналогичные исследования в России, Украине и Абхазии. Сравнение полученных результатов показывает, что потребительские настроения в Республике Беларусь отличаются стабильностью и достаточно высоким уровнем оптимизма.
Ответить