Если оценивать итоги выборов через призму партийных предпочтений, то украинские избиратели более симпатизировали «Народному фронту», в который входят нынешний премьер-министр Арсений Яценюк и еще несколько знаковых персон в правительстве. Перевес этого политического формирования над «Блоком Петра Порошенко» пусть и небольшой, но позволяющий предлагать свои «правила игры» в новой Верховной раде. Однако, помимо голосования по партийным спискам, выборы проходили и по мажоритарным (т.е. территориальным) округам, а вот там соратники нынешнего президента Украины имеют куда более солидное преимущество. Кроме того, в большом количестве мажоритарных округов победу одержали так называемые самовыдвиженцы, формально не относящиеся какой-либо партии. Это, впрочем, совсем не означает, что в парламенте они не примнут к тому или иному политическому объединению.
В результате получилось так, что о своей победе на выборах одновременно заявили и в «Народном фронте», и в «Блоке Петра Порошенко», из-за чего вопрос создания коалиции стал дискуссионным. Да, обе эти политические силы готовы такую коалицию создать, пригласив в нее также партию «Самопомощь» (лидером является мэр Львова Андрей Садовый) и, при некоторых условиях, – представителей «Батькивщины» Юлии Тимошенко и Радикальной партии Олега Ляшко. Но далее начинаются расхождения.
К примеру, в вопросе формирования нового правительства соратники президента Украины предлагают взять Кабинет министров под жесткий контроль правящей коалиции, а в проекте «Народного фронта» всё — наоборот: здесь ставят парламентское большинство в подчиненное положение по отношению к правительству, программу которого депутаты вроде как должны обслуживать.
Дополнительную дискуссию вызвало предложение «Самопомощи» о том, что текст коалиционного соглашения должен быть совместным продуктом всех фракций большинства. Кроме того, в этой партии подчеркивают недопустимость присутствия в коалиции депутатов, голосовавших за «законы 16 января», — пакет документов, принятие которых в начале нынешнего года во многом спровоцировало новый всплеск народных выступлений, приведших к бегству из страны теперь уже экс-президента Виктора Януковича. Между тем, по предварительным данным, в парламент проходят 62 депутата, голосовавших 16 января «за»: в основном мажоритарщики-самовыдвиженцы и представители «Оппозиционного блока». Но как раз без самовыдвиженцев конституционное большинство (300 голосов), на которое рассчитывает Петр Порошенко, похоже, собрать не удастся. И даже если представить, что коалиция будет включать «Батькивщину» с Радикальной партией, то вместе они наберут где-то 284 голоса. А ведь с последними двумя партиями пока еще нет никакой ясности.
Украинские эксперты призывают не сбрасывать со счетов и фактор оппозиции. С одной стороны, если большинство грамотно построит работу с самовыдвиженцами и наберет свои 300 мандатов, то шансы «Оппозиционного блока», проведшего в Раду 29 депутатов, как-то повлиять на принятие решений в сессионном зале будут минимальными. Но если конституционного большинства — из-за внутренних склок и дележки министерских портфелей — не получится, а некоторые самовыдвиженцы (кто ранее принадлежал к элите Партии регионов и путь которым в коалицию заказан) войдут в оппозиционную фракцию, то ситуация в парламенте может выглядеть иначе.
Дополнительным штрихом к пестрой политической палитре наверняка станет и развитие событий в Донбассе, где вопреки прежним договоренностям (достигнутым в том числе и на переговорах в Минске) самопровозглашенные ДНР и ЛНР провели «свои» выборы 2 ноября. По итогам голосования, пост главы ДНР занял действующий премьер-министр самопровозглашенной республики Александр Захарченко, а ЛНР возглавил Игорь Плотницкий. Признавать результаты этих выборов, видимо, кроме России, особо никто не собирается, но в качестве дестабилизирующего фактора сама процедура волеизъявления может нарушить и без того хрупкое перемирие в юго-восточной части Украины.
Ответить