Станислав БОГДАНКЕВИЧ, экс-глава Нацбанка:
– Я не думаю, что до Нового года курс обвалится. Он будет в рамках 11 тысяч. Хотя, может, стоило бы уже опустить курс до 12 тысяч на сегодняшний день. Да, фактический курс продажи сейчас составляет более 14 тысяч за доллар, но 30% из них – это не классическая девальвация, а все-таки налог. Это означает желание власти не допустить скупки населением твердой валюты. Я не понимаю этих шагов и считаю введение такого налога неправильным, потому что это делается во вред людям. Поэтому надо принимать другие меры, чтобы успокоить население.
Ведь могли же быть другие шаги, нужно проводить новую торгово-экономическую политику, жестко сокращать рублевую денежную массу, то есть, прежде всего – не допускать кредитование неэффективных государственных объектов и кредитование выпуска продукции, которая идет на склад и не находит сбыта на внешнем рынке. Надо принимать меры по снижению издержек, по повышению цен, надо не подвязывать всю торговлю к России.
Виктор ВАЛЮШИЦКИЙ, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по экономической политике:
– Это последствия макроэкономической ситуации, которая возникла в России. Проблема идет оттуда. У нас много торговых связей с Россией. Поэтому предпринятые сейчас меры – вынужденные. Это, в том числе введение сбора в 30%, сделано, чтобы удержать ситуацию, сбить панику Государство предприняло такие меры, чтобы защитить внутренний рынок. Защита своего рынка – это понятный и правильный шаг. Нужно выходить на нормальный уровень. У нас есть большая группа импортных товаров, которая вполне может быть замещена отечественной продукцией.
Вадим ИОСУБ, финансовый аналитик:
– Мне кажется, принято худшее из всех возможных решений. 30-процентный налог, который введен для юридических и физических лиц, открывает сегодня «черный» валютный рынок.
Раз есть вилка между официальным и коммерческим курсом – значит, все будут продавать валюту по курсу близкому к официальному, а покупать по курсу близкому к официальному плюс 30%. Поэтому сегодня можно прогнозировать котировки на «черном рынке» – официальный курс плюс 15%. Продавцам там будет выгодно продавать, а покупателям – покупать.
Безусловно, валютчики находятся вне закона. На них будут устраивать облавы, с ними будут бороться, показательно наказывать. Но, думаю, их ниша незаполненной не останется.
Ответить