В это 9 Мая как будто и природа праздновала общенародное торжество – солнечной погодой, цветеньем сиреней и каштанов. Традиционное шествие с воинскими парадными частями, военными оркестрами, колоннами молодежи, ветеранов, властей дополнилось массовой колонной горожан с портретами своих родных – участников войны, и в ней были не только сотни зарегистрировавшихся потомков героев, но еще больше вливалось в нее по ходу – по зову сердца, по долгу памяти. Это были семьи в несколько поколений, с малышами на плечах и в колясках. В колонне вспархивали песни военных лет, ответные «ура» на поздравления с праздником и аплодисменты от стоявших вдоль дороги. Подсчитано, что в нынешнем году в акции «Бессмертный полк» приняли участие около 1.500 человек, причем, не только брестчан.
В Цитадели на площади Церемониалов праздник шел по протоколу, а у памятников мемориала участники «Бессмертного полка» фотографировались на память о 70-летии Великой Победы, о собственном участии в нем – для потомков.
Так, и мы семьей прошли путь с полком – с портретом отца мужа, пережившего Ленинградскую блокаду, с фотографиями моей мамы-партизанки и дяди, освобождавшего Кенигсберг. С внуком Ильей, державшим портрет прадеда, сфотографировались в колонне, затем в крепости – и пожелали ему передать это фото уже своим будущим детям и внукам, которые пройдут в грядущие годы с «Бессмертным полком».
Рядом с монументом «Жажда» приметили мы 40-летнего брестчанина Александра Белкина, который держал в руках фотоплакаты с двумя дедами – героями войны: Вениамином Алексеевичем Белкиным, дошедшим до Берлина, и Дмитрием Николаевичем Мальцевым, освобождавшим Прагу.
Брестчанки сестры Киреевы с внучкой Анной несли портрет отца Григория Степановича и мамы Веры Константиновны. Отец в 41-м после ускоренного обучения в Рязанском военном училище прямым курсом отправился на оборону Москвы, а закончил войну в Берлине капитаном-артиллеристом. Маму в 15 лет из Киева увезли в Бухенвальд; ее вместе с другими узниками этого лагеря освободили американцы. Отец-военный в мирные годы служил в Бресте, мама работала в военном госпитале, оба похоронены на Гарнизонном кладбище.
У каждой из этих семейных историй столько обжигающих подробностей, не остывающих эмоций, которые передаются детям и внукам, что понимаешь: память – это главное, что остается от нас на земле.
У стен крепостных укреплений было много приезжих. Неподалеку знакомимся с гостем из Москвы – 72-летний Виктор Алексеевич Богословский оказался в Бресте проездом из Европы. Его отец погиб в год его рождения – 1942 – в Сталинградской битве. Из г. Североморска прибыл в Брест Анатолий Игнатьевич Черных, инженер-электрик. Его отец прошел три войны – финскую, Великую Отечественную и с японцами повоевал на завершение Второй мировой. На 9 Мая гости оказались впервые в Брестской крепости – и она увиделась им символом Великой Победы большой страны, что была Родиною многим. «В Брестской крепости наше единство слышно – оно буквально витает в воздухе», – так сказал североморец. А москвич даже запел: «Белоруссия родная, Украина золотая, и Россия – все мы вместе навсегда…»
9 Мая в Брестской крепости, кажется, побывал весь город – это помимо делегаций гостей, и вместе с ними были все, кто положил жизнь на алтарь Победы.
Ответить