При проведении реконструкции проспекта Машерова под слоем асфальта в основании проезжей части обнаружено старое дорожное покрытие – знаменитая плитка «трилинка».
Шестигранная плитка – редкое дорожное покрытие, которое около 80 лет служит Бресту и некоторым городам Полесья.
Плитка носит имя своего создателя – варшавского инженера Владислава Трилинского. В 30-ые года 20-го столетия он запатентовал свое изобретение и развернул активное производство плитки после того, как получил назначение в Брест на должность начальника воеводского управления строительства и коммуникаций.
До него главные улицы города над Бугом, как и улицы многих других городов были вымощены круглым булыжником. Такие дороги не раскисали в межсезонье и после проливных дождей, но были не очень удобными для ходьбы, для езды гужевого транспорта и автомобилей.
По существу, «трилинка» – зримая нить, связывающая нас с Брестом 30-ых годов ХХ века.
Вопрос о необходимости сохранения этой части истории города был поднят брестчанами во время «прямой телефонной линии» с председателем Брестского горисполкома Александром Рогачуком.
В связи с этим было дано поручение руководству городского ЖКХ сделать все возможное для того, чтобы максимально сохранить старое дорожное покрытие.
В настоящее время работники Брестского ДЭП практически вручную ведут работы на данном участке. С помощью техники ослабляется прочность старой кладки.
После чего плитка переносится на поддоны, оборачивается полиэтиленовой пленкой и доставляется к месту временного хранения на специально выделенную площадку у очистных сооружений.
Необходимо отметить, что процесс извлечения и погрузки «трилинки» – дело довольно трудоемкое. Каждый блок весит не менее 30 килограммов.
К сожалению, даже ручная работа не обеспечивает полную сохранность старой плитки. Вследствие долговременного пребывания в основании дороги связующий раствор, соединяющий элементы натурального камня, потерял первоначальную прочность.
В дальнейшем уцелевшая часть «трилинки» будет использоваться при реконструкции исторических мест нашего города. Одним из таких мест может стать старый городской парк, расположенный по соседству с реконструируемым участком.
Источник: сайт Брестского горисполкома
Справка «БК»
ТРИЛИНСКИЙ Владислав Антонович – польский инженер-строитель, изобретатель дорожного покрытия – шестигранной «плитки-трилинки». Ею вымостили во второй половине 1930-х две главные магистрали в Бресте-над-Бугом – улицы Унии Любельской (ныне Ленина) и Ягеллонскую (ныне проспект Машерова). В тот период был назначен в Брест-над-Бугом на должность начальника воеводского управления строительства и коммуникаций. – Источник: Республиканская научно-техническая библиотека. База данных (БД) «Белорусские имена в истории развития техники» \\ На 1910-1915 – инженер Виленского округа путей сообщения (Вильна), титулярный советник. – ПкГг
Ответить