В завершение театрального сезона 10 июля в Брестском академическом театре драмы прошел премьерный показ спектакля «Предложение» по одноактной пьесе А.Чехова.
Почти 130 лет прошло от написания этой маленькой комедии, а кажется, механизм, ее движущий, совсем не устарел, не скрипит, не пробуксовывает – его смазывают все новые и новые поколения людей, живущих по угаданному Антоном Павловичем закону. В основе его нормальная природа – отношение полов, желание счастья и продолжения рода. Пьеса «Предложение» – это попытка молодого помещика жениться на симпатичной ему 25-летней дочери соседа-помещика.
Купец за товаром
Итак, как написано автором в единственной характеристике к действующим лицам, жених Николай Ломов – «здоровый, упитанный, но очень мнительный». В полном параде, во фраке и с букетом он приходит в дом помещиков Чубуковых. Глава семьи Степан Степаныч в шлафроке, поняв, что у него не просят денег, рад выдать дочь Наталью за состоятельного соседа-помещика. И сама девица Наталья ждет не дождется этой перемены в своей жизни.
Так за чем дело?
А за малым: утвердить, чья собственность Воловьи Лужки или чьи охотничьи собаки лучше. Об этом, слово за слово, спорят в общем-то милые молодые герои, в споры втягивается отец невесты и даже слуги. Но за спором стоит другое – кто и что важнее для героев: свое самолюбие до дичайшего эгоизма или действительно любовь к ближнему, семейные и другие ценности?
«Не уступлю!»
Замечательно играют все исполнители: и Николай Маршин (отец), и Наталья Лобко (дочь), и Алексей Щербаков (жених), и Татьяна Волчецкая и Иван Гизмонт (работники).
Пусть даже последние бессловесны, введены в действие режиссером Валентиной Яновец. Но как органичны они в спектакле, который начинается пластичной мизансценой – этакие косцы, народ – и продолжается по ходу замечательными сценографическими находками.
«Не уступлю!» — вопль девицы на выданье Натальи — поддерживается, проигрывается ее работниками. Молодую помещицу ярко и эмоционально проживает на сцене актриса Наталья Лобко.
Неподражаем, оригинален в каждом движении и мимике актер Алексей Щербаков – его мнительный герой живет и мается действительно каждой жилкой, взглядом, шагом. Это не комедия положений – играет каждое слово чеховского текста, зрители следят за словесной баталией с полным пониманием: и мы такие, и у нас так же!
Доходчивости комедии способствуют эстетически точные костюмы героев (художник Татьяна Корвякова) и, как я уже говорила, выразительная пластика, почти хореография.
В брестской постановке действие из гостиной перенесено на террасу, в сад с качелями, красиво декорированные в усадебном стиле (сценография Николая Полторака). А вот музыкальное оформление (Александр Панасюк) спектакля, скорее, в народном духе: лирические страдания, плясовые ритмы точны по настроению, по акцентам действия, но далековаты от дворянской стилистики. Впрочем, и в целом чеховская «шутка в одном действии» играется экспрессивно, в шаржевом ключе, что, возможно, помогает приблизить ее к народу-зрителю.
Финальные слова «Ну, начинается семейное счастье. Шампанского!» — это гениальный чеховский ход, который в комедии – прелюдия семейной жизни и моделирует ее дальнейшее развитие. Хотя можно и «дотерпеться до любви» — это уже тургеневский прогноз, который подтверждают многочисленные примеры.
Любовь ПАВЛОВА
Фото Натальи Алейниковой
Ответить