В прошлом выпуске «БК» мы писали о том, как фоторепортер «БК» Ирина Шепелевич посетила Хорватию и отыскала там два селения с именем Брест. Предлагаем Вашему вниманию продолжение ее путевого дневника – с полезной информацией для наших туристов.
Пересечение границы
Дорога в северную часть Хорватии на полуостров Истрия заняла около 16 часов. Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию прошли транзитом (где надо было — заплатив за дороги). В Словении остановились посмотреть столицу — Любляну и перекусить. Где-то в 40 км от нее была уже граница с Хорватией.
К сожалению, на нашу долю еще выпали процедуры пограничного контроля, так как эта страна Евросоюза до 1 июля 2016 года не входила в зону Шенген. С 1 июля пограничные блокпосты здесь упраздняются. При всей строгости атмосферы на погранпереходе (усиленные наряды, кругом спиралевидная колючка), машины проезжали быстро, одна за другой. Некоторую заминку вызвали наши белорусские паспорта. Хорватские пограничники советовались друг с другом, задавали нам вопросы о цели въезда и разглядывали наши физиономии. Через пять минут переговоров впустили на просторы своей страны, вляпав печати в самом центре поперек чистых страниц паспорта.
Чистота и наглые чайки
Выезжая в какую-нибудь неизведанную страну, заранее «рисуешь» в голове картинки, сравнивая уже с тем, что виделось в былых путешествиях. Море бывшей социалистической Югославии у меня отождествлялось с крымским, турецким либо болгарским побережьем, зачастую неопрятным, загруженным постройками, лежаками, отдыхающими и… мусором.
Но я была приятно удивлена.
Здесь, у берега Адриатики, в разгар сезона бросилась в глаза некая малолюдность. Люди «тусили» на набережных, на старой площади и у рынка, в кафешках и барах. «Мекка» же хорватской ривьеры – море – было практически безлюдным в первых открывшихся нам пейзажах и потрясающе чистым. Хрустальная чистота была не только в акватории. Прибрежные зоны, парки, улицы, обочины дорог — все места, где мы далее побываем, потрясали безукоризненной чистотой. Мусора не было нигде, даже у новых мусоросборников.
Удивил факт, что в парках стоят небольшие столбики с пакетами для ухода за домашними питомцами. Сходил ваш пес «по-большому» — хозяин подошел, оторвал пакетик, рукавичку и понес к мусорному контейнеру «подарок» своего четвероногого друга. Эту картину мы наблюдали ежедневно.
Существует также запрет кормить рыбу и птиц. Чайки здесь большие и наглые, еду выхватывают прямо из рук зазевавшихся туристов, наверное, потому, что вокруг чисто и ничем дармовым им не поживиться.
Море, камни, пляжи…
Облик полуострова весьма экзотичен. В растительности присутствуют как континентальные виды растений – вяз, липа, бук, так и средиземноморско-тропические – сосна средиземноморская, бананы, пальмы, бамбук, киви, инжир, фиги. Земля – суглинок непривычного для глаз красного цвета — нигде не пустует. Насколько хватает глаз, полуостров покрыт дикорастущими лесами и оливковыми рощами. Местность гористая, самая большая гряда Чичария возвышается на 1500 метров над уровнем моря.
Хорватский пейзаж
Киви над головой
…и фиги — вам
И снова отдельная песнь морю. Вода тепла и настолько прозрачна, что кажется, будто ее нет вообще. В месте, где мы расположились, – муниципальный пляж. Мелко, до глубины шагать далеко и небезопасно: дно — сплошная каменоломня, представляющая рай для рыб и мучения для купальщиков. Даже специальные тапочки не спасают от ушибов и травм. Вот секрет пустынности побережья, к которому мы прибыли изначально. Все туристы стекаются поближе к линии отелей. Там пляжи насыпные, песчаные, и это куда приятнее.
У линии отелей
Поражает еще один факт. Вдоль линии моря стоят отели-комлексы 4-5 звезд, территория охраняется, но набережная полоса общая, не отрезанная от людей. И если я сажусь на велосипед в одной части полуострова, то беспрепятственно в густой тени парков и скверов проезжаю по велошоссе во все самые отдаленные уголки. Это наиболее познавательный способ путешествия.
Аромат глубинки
Преодолевая хорватские расстояния, можешь найти и отголоски социалистической Югославии, встречая на побережье заброшенные дачи осужденной партийной верхушки.
Памятник Иосипу Броз Тито
Вилла бывшего партийного бонзы
Обнаруживаются здесь кое-где и виллы наших соотечественников, купивших недвижимость в столь отдаленных от Синеокой местах. Можно случайно заехать на нудистский пляж, где нагие татуированные мужчины и женщины обитают обособленной стаей и косо посматривают на чужаков в шортах.
Но самое главное — здесь можно ощутить аромат хорватской глубинки, где нет ни туристов, ни навязчивых продавцов, только итальянско-хорватский колорит, запахи морского промысла, аромат вина мальвазия и коренные местные жители, которые никуда не спешат. В самые жаркие часы организовывают обязательный дневной перерыв на отдых – сиесту. А вечером, вернувшись с полевых работ, устраивают пикники у себя на фазендах.
Маленьких домиков и хозяйств как-то не примечается. Если уж хозяйство – так и усадьба, и двор большой, и огороды при ней. Так, на велосипеде довелось продвигаться мне каждый день в новое место, перелистывая, как книгу, разноликую страну Хорватию.
На велосипеде – к древностям
А велосипедист здесь в особых, привилегированных условиях. По всему побережью проложены (в населенных пунктах так еще и двухсторонние) хорошо обеспеченные информацией велосипедные дороги.
Карту полуострова на своем языке можно бесплатно взять в любом туристическом офисе. В ней четко и ясно описано большинство достопримечательностей – с указанием маршрутов, их протяженностью и степенью сложности. Почему большинство? Потому, что количество здешних архитектурных ценностей античного и византийского периода просто не смогло бы вместиться на страницах малого туристического буклета. Все побережье – перекресток эпох, дорог и национальностей – один сплошной музей под открытым небом. Сколько ни едешь, постоянно встречаешь храмы, дворцы и крепостные стены.
Но, согласно путеводителю, в этом районе следует посетить несколько самых уникальных мест: Национальный парк Учка (Волчья Гора), Колизей-Арена в Пуле, Аллея глаголицы и город-крепость Хум, вошедший в Книгу рекордов Гиннесса как самый маленький город на планете. Так как о каньоне с невероятными скальными образованиями в горном массиве Учка мы уже рассказали в предыдущем материале, где описывали поиски одноименного Бреста, то сейчас берем направление в центр полуострова Истрия.
Чтобы добраться до сердца полуострова, имеем выбор: скоростные автострады – платные; рядом же – отличные бесплатные шоссе местного значения, где меньше скорости, но больше впечатляющих видов вокруг. Мы — за полноценное путешествие, поэтому и выбираем второе.
Хум – честь и совесть древнеславянской эпохи
Проезжая старинные поселения – крепости Бузет, Роч — достигаем цели. У подножия горы нас встречают каменные изваяния. Это знаменитая Аллея глаголицы, памятник, увековечивший первую славянскую азбуку.
Аллея Глаголицы
Поднимаясь 6 километров в гору, останавливаемся, чтобы прикоснуться к истории. Камни в виде букв древнеславянского языка.
Памятники, установленные по обе стороны аллеи, напоминают об историческом значении Роча как центра глаголической письменности. Памятник-лапидарий, где на стене выбиты изречения, найденные в исторических местах на территории бывшей Югославии. Монумент Григура Никонского в виде книги со словами на глаголице. Статуи – Чакавский парламент, стол Кирилла и Мефодия, напоминания о первопечатных книгах, каменная глаголическая Л — словно ворота, открывающие дорогу к Первоистрийскому своду письменности 1275 года.
Так, продвигаясь безлюдным маршрутом, в густом лесу, среди каменных изваяний, буквально доползаем до городка Хум.
Ворота в Хум
Крепость на высокой горе представляет собой город-памятник, один из редких хорошо сохранившихся образцов поселения, развитие которого проходило исключительно внутри средневековых стен. С начала его основания до настоящего времени в Хуме и за границами города практически не было ничего построено, изменено, а население, теперь это только 17 обитателей, осталось жить в пределах границ, установленных еще в XI веке, когда Истрия была частью большого французского королевства.
В Хуме прекрасно сохранились каменные мостовые, древняя церковь, кладбище, а также дома и фрески, созданные неизвестными мастерами еще во второй половине XII века.
Кулинарные контрасты
В полной тишине с багажом впечатлений возвращаемся назад, к теплому морю, в семью, в которой мы поселились квартирантами на несколько дней.
Сюзанна и Дарко балуют нас местным вином и своими национальными блюдами. Хозяйка-итальянка на всевозможные способы изготавливает пасту, макароны, которые тут же сама и делает на всю семью. Дарко то жарит, то запекает нам морскую рыбу. А наши желудки изнывают от того, что который день нет первых блюд, а в ресторане цена на суп стартует от 7 евро за порцию.
Мы начинаем захватнически оккупировать кухню и варить свеклу, борщ и вареники. Видно, понимая, что нам чего-то недостает, хозяева реваншем делают первое блюдо – затирку из кубика приправ и манной каши. Мы дегустируем, но это блюдо явно не для нас. Они пробуют наши борщ, холодник и кашу и говорят, что не едят такого. Сюзанна вообще удивляется, что мы едим вареную свеклу, пробует, говорит, что впервые, и не находит в молодом сладком бурачке какого-то вкуса. Так все и остаются при своих предпочтениях: мы — с кашами, борщом и кефиром, хозяева — с макаронами, грилем и вином.
Глядя на цены…
Кстати сказать, мясо в Хорватии дешевле, чем у нас. А вот литр кефира, купленного в супермаркете, обходится 2 Е, маленькая вода — 1 Е, килограмм молодой свеклы – 2 Е, пачка каши — 4, мюсли – 4, булка с сыром – 1Е, рыба, овощи, фрукты, соки, мороженое – всё в разы дороже, чем у нас. Поэтому многие предприимчивые туристы едут туда, затаренные продуктами из Польши, где цены, как известно, ниже.
В ресторанах особо не накушаешься, так как обед, именно в Умаге, где мы обосновались, стоил, начиная с 15 Е, и это без напитков. Но европейских туристов это не отпугивает, они приспосабливаются и из Италии, Германии, Австрии и Бельгии приезжают сюда на целое лето. Для западных пенсионеров здесь дешевле жизнь и жилье. И на свои далеко не скромные пенсии они снимают виллы прямо над кристальными заливами и просиживают на террасах с биноклями и фужерами вина вечера, выходя только утром к тренажерам, щедро расставленным муниципальными властями во всех тенистых парках, а вечером к маленьким суденышкам, чтобы поторговаться с продавцами рыбы.
А вот где шумно и «променад», там чаще встречаются россияне и наши соотечественники. Средняя стоимость суток в отеле – от 70 Е, с завтраком. Полный пансион в разы дороже. Жилье можно снять и на берегу. В среднем это 50 Е на двух человек. За 90 есть прекрасные домики у воды на четырех человек. Разъезжая вдоль побережья, мне удалось наткнуться и на домики по 20 Е за двоих, но в данном случае хозяева сетовали, что на два года вперед все выкуплено.
Здесь следует принять во внимание, что Умаг – город тенниса, казино и гольф-полей. Гольф-отелей много, полей около 30.
Одно из гольф-полей Умага
Новенький теннисный стадион, где проходят мировые турниры. Казино повсюду. Так что тон здесь задают сливки общества на своих порше и феррари, и, видно, именно на них и ориентируются местные магазины и рестораны. Так что, выбирая по интернету регион своей будущей поездки, такие моменты надо обязательно учитывать, ибо пребывание на месте может оказаться во много раз дороже проживания.
Острова Бриуни и город Пула
Но вернемся к достопримечательностям. Нам довелось еще раз выбраться вдоль побережья и увидеть прекрасные средневековые города Риека, Новоград, Пореч и Пула. Последний особенно знаменит в Хорватии. Он самый большой на Истрийском побережье, численность 57 тыс. человек без проживающих туристов. Из его порта турагентства совершают морские экскурсии на яхтах по островам Бриуни, некогда местным «соловкам» режима Тито, а ныне Национальному парку с антилопами, слонами и иной живностью, расплодившейся в последнее время на островах от подаренных во время правления Тито десятков живых особей.
Ну и непревзойденные ценности Пулы – со времен Древнего Рима амфитеатр, построенный в I веке до нашей эры, один из крупнейших римских колизеев, почти полностью сохранившийся; Храм Августа, построенный еще до нашей эры; Триумфальная арка Сергиев «Золотые ворота» (27 г. до нашей эры); сеть подземных крепостных тоннелей, охватывающая весь город; сама крепость Каштел в верхней части города и множество других уникальных объектов древней архитектуры. Всего не опишешь, лучше когда-нибудь посмотреть воочию.
Храм Августа
Золотые Ворота
Колизей
Мастер на улице Пулы
Новоград
Вот такие дороги в коридоре из растений
С сокровищем в руке
На прощанье из Истрии мне захотелось взять с собой пару жемчужных ракушек. Ныряя с маской, я повсюду встречала этих крупных перламутровых моллюсков. Выбрав неживой 40-сантиметровый экземпляр, я гордо несла свою находку к месту жительства.
Люди как-то очень странно обращали на меня внимание, а затем официант из ресторана объяснил, что меня могут забрать в тюрьму. Оказалось, раковины занесены в Международную Красную книгу и являются национальным достоянием Хорватии. В них может находиться жемчуг, и за провоз такого сувенира через границу конфисковывают автомобиль. Спасибо официанту, что не дал мне надолго задержаться в Хорватии, ведь незнание закона не освобождает от ответственности.
До свидания, царство средневековья и ультрасовременности, кристальной воды, жемчужных раковин и трюфелей. Снова 16 часов пути. Привет, родная сторона! Еще 7-8 часов очереди через Буг – и мы дома. С воспоминаниями о велодорожках, тенистых спортивных парках, достопримечательностях и музеях под открытым небом.
Ирина ШЕПЕЛЕВИЧ (фото автора)
Ответить