XXI Международный фестиваль «Белая Вежа» близится к своему завершению. Были хорошие спектакли, были откровенно слабые. Были недоработанные, были спорные.
Но душе, как потрескавшейся от засухи земле, хотелось чего-то большего, чем просто ручной полив. Хотелось дождя! Ливня с грозой и молниями, чтобы затянуло трещины, чтобы насытиться влагой и дышать озоном.
И это свершилось! На седьмой день фестиваля Тбилисский государственный академический русский драматический театр имени А. С. Грибоедова (Грузия) представил фантасмагорию «Ревизор» (которая у Гоголя именовалась комедией) в постановке Автандила Варсимашвили, лауреата Государственной премии Грузии.
К слову, его «Ревизор», по версии Центра исследования современного грузинского театра Илиауни, объявлен лучшим спектаклем Грузии прошлого года. В результате исследований под названием «Грузинский театр 2015» центр выявил по пять победителей в различных театральных номинациях. Постановка Варсимашвили победила сразу в четырех из них : за лучший спектакль, за лучшую режиссуру (Автандил Варсимашвили), за лучшую мужскую роль молодого актёра (Аполлон Кублашвили – Хлестаков) и за лучшее музыкальное оформление (Элисо Орджоникидзе).
Как писал Николай Гоголь: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».
А Варсимашвили свой подход к постановке сформулировал так: «В «Ревизоре» ключевое слово для меня – ужас. Люди живут в постоянном предчувствии апокалипсиса, в ощущении, что еще чуть-чуть – и все рухнет. На наших глазах рушатся все моральные ценности, и мы с ужасающим спокойствием смотрим на эти события как беспомощные свидетели. Меч войны висит над нашими головами. Все это есть в «Ревизоре»… Мы привыкли, что Хлестаков фанфарон и все врёт, но давайте задумаемся на секунду: а если он не врет? Если он на самом деле обращался к Пушкину «братец»? А если он настоящий ревизор, который послан ревизировать? И послан не из Петербурга, а вообще свыше? Вспомните немую сцену — люди окаменели! Вам это ничего не напоминает? Содом! Мы с вами живём в современном Содоме. Вот это и есть мой подход к «Ревизору».
Потому Гоголевский текст пьесы Варсимашвили разбавил библейскими текстами из главы 19 книги «Бытие» — о Содоме и Гоморре.
Надо сказать, что театр Варсимашвили — это, прежде всего, театр символов.
И в «Ревизоре» не просто лилась вода с потолка, висели вёдра и раздавались удары хлыста.
Вёдра – т.к. действо происходит на дне колодца (пасть ниже просто некуда). Перекошенная церковь – здесь давно забыли о христианских ценностях. Хлыст – ассоциация с Хлестаковым, который якобы послан хлестать грешников. Норы — для любовных утех, алкоголь – вместо трезвого взгляда .
И, конечно, дождь! Он может быть спасением от засухи и грязью под ногами. Может быть Божьей карой и целительной живой водой.
«Нет человека, который бы за собой не имел каких-нибудь грешков. Это уже так самим богом устроено» — звучит Гоголевский текст в унисон Библейскому «Нет праведника на земле, нет ни одного».
Но самое парадоксальное, что к погрязшим в страстях плоти (взяточничестве, прелюбодеянии, сребролюбии, лжи и пр.) зритель испытывает не ненависть, не презрение, не желание всех наказать, а … сострадание. Потому что «больные имеют нужду во враче», и прежде чем наступит Апокалипсис благая весть о покаянии должна быть распространена повсеместно.
Главное, чтоб её услышали и за неё ухватились, как за спасительный круг.
Но для героев постановки Варсимашвили, похоже, благая весть прошла мимо. А значит, к ним опять едет Ревизор! ..
И вместо Гоголевской немой сцены в городе «Зеро» всё опять повторяется…
Надо сказать, что спектакль в Бресте прошёл при аншлаге и, пожалуй, никого столь длительно не вызывали на бис, как труппу Тбилисского театра во главе с режиссёром.
На следующее утро театр уехал на гастроли во Львов, не дожидаясь вердикта фестивальных критиков. Может, это и к лучшему, потому что Этери Кекелидзе, которая присутствовала на спектакле, о постановке выразилась довольно резко. Но свою публику фантасмагорический «Ревизор» в Бресте нашёл – публику, которая пережила катарсис. А значит, как сказал мэтр Варсимашвили, цель достигнута.
Фантасмагория (искусство) — нагромождение причудливых образов, видений, фантазий; хаос, сумбур, гротеск.
Фантасмагория (представление) — жанр театрального представления в Европе в XVIII—XIX веках, в котором при помощи «волшебного фонаря» на заднем плане демонстрировались пугающие образы: скелеты, демоны, привидения.
Наталья АЛЕЙНИКОВА (фото автора)
Ответить