Еще не остыли впечатления от многокрасочного и многозвучного международного театрального фестиваля «Белая Вежа-2017», а новое сценическое событие произошло 20 сентября в Брестском театре кукол – предпремьерный показ спектакля «Новая зямля» по одноименной поэме Якуба Коласа.
Итак, звезды сошлись, и к 55-ому сезону почтенный Брестский театр кукол подготовил новый спектакль по белорусскому классику-юбиляру (в 2017 отмечается 135-летие Якуба Коласа) в постановке своего нового главного режиссера Александра Янушкевича. Он молод, но известен в Беларуси как лауреат национальной премии РБ, а еще как лауреат российской премии «Золотая маска». Над «Новай зямлёй» поработала в качестве художника-постановщика такая же именитая Татьяна Нерсисян и композитор Александр Литвиновский.
На предпремьерный показ собрались почитатели театра — руководители учебных заведений, педагоги, дипломаты, журналисты, критики. Приехали и театроведы из Минска.
Итак, зазвучало поэтическое слово Коласа – в сопряжении с музыкой; как в детском калейдоскопе, на сцене стали появляться выразительные и оригинальные картинки белорусской весны, лета, осени, хаты селянской семьи и того быта или календарных свят, от Коляд до Пасхи, в которых проходила ее жизнь.
Декорации были и образно-символические – стол-повозка со всем семейством или ложе-труна, и умилительно подробные, как, к примеру, расписные пасхальные яйца, которые хотелось рассмотреть.
Велся рассказ о нелегкой доле под панами, в трудах на родной земельке, в скорбях и радостях, о поисках идентичности. Героев масштабной коласовской поэмы воплощал актерский состав всей труппы —и драматически, и с куклами, и с конструктами. И хотя спектакль в основном шел живым планом, он оставался в формате и эстетике кукольного, именно глубоко народного белорусского театра. Не этнографического, не сувенирного – живого, вызывающего и смех, и слезы.
В этом признались на обсуждении, которое состоялось после занавеса, и зрители, и критики, и художественный руководітель Брестского театра кукол Михаил Шавель:
— По доброму удивил наш новый художественный лидер. И даже пробил слезу, а это самое главное в искусстве – задеть за живое.
Сам Александр Янушкевич тоже удивил своим заявлением на встрече со зрителями:
— Самая главная задача была (в постановке – авт.) – это уничтожить стихи…
Понятно, что в театре кукол представили совсем не литературный спектакль, не читку, в нем многослойная художественная ткань. На мой взгляд, эта постановка могла бы при сильной визуальной и музыкальной сторонах существовать даже пластически, без слов. Но все же, все же… Коласовские стихи, рифмы, ритмы, интонации не мешали, но могли бы обогатить, если бы их доносили действительно все выразительно, художественно, как в сценке «Хвароба» (арт. Елена Поляшенко). Иногда же текст был просто невнятен, при всем старании. Но это мое субъективное мнение.
Главное же, ощутили зрители и высказали критики, — классическую поэму –энциклопедию народной жизни, национального характера – приблизили к нам, прочли ее современно, живо, сохранив в ней духовное и традиционное. А значит, и старшие поколения не соскучатся, и зрители-подростки, школьники не «слиняют» с классики.
Любовь ПАВЛОВА
Ответить